Что ожидает экспорт образовательных услуг в медицинских вузах России

07 февраля 2020

Медицинское образование становится драйвером развития не только отрасли, но и страны. В последние годы отмечается положительная динамика притока в РФ студентов, в частности индийских. Но, согласно прогнозам, через 5-7 лет отечественные вузы столкнутся с серьезной конкуренцией в связи с развитием медицинского образования в странах, граждане которых сегодня выбирают Россию. Удержаться на достигнутых рубежах российским вузам помогают индийские инвесторы, которые создают для своих соотечественников комфортные условия обучения.

Один из показательных примеров - Пермский государственный медицинский университет (ПГМУ) им. ак. Е.А. Вагнера, в котором есть целые династии иностранных выпускников. Как рассказала ректор ПГМУ Ирина Корюкина, в последние 3-5 лет число иностранных студентов в вузе выросло со 100-150 до 1800. Порядка 80% из них - 1200 человек - привезла в Пермь компания "Центр международного образования". В ПГМУ несколько подобных компаний-операторов, которые оказывают иностранным студентам услуги по организации приезда и решению организационных вопросов. "Центр международного образования" - один из старейших и самых крупных партнеров вуза.

Чтобы расширить и закрепить этот опыт, учебное заведение использует новые возможности. В частности, внедряется обучение по российским учебным программам на английском языке. По словам Ирины Корюкиной, эта инициатива получила позитивный отклик.

Сдерживающий фактор развития образовательного экспорта - дефицит общежитий для студентов. Для решения этой проблемы власти региона начали строить студенческий кампус. Проект реализуется в сотрудничестве с инвесторами из Индии. Планируемый срок ввода объекта в эксплуатацию - 2023 год. В кампусе в центре Перми будет проживать до 6000 студентов, и не только медицинских вузов.

"ПГМУ становится объединяющим началом для научного и студенческого сообщества в более крупном масштабе, - отметила Ирина Корюкина. - Наш губернатор понимает, что приток иностранных студентов - развитие для края и для нашего вуза. Это новые методики, программы, повышение уровня преподавания, рост зарплат преподавателей, многоплановое межкультурное сотрудничество. Важно также, чтобы дружественные страны были ориентированы на Россию".

В январе 2020 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время официального визита в Индию обсудил с коллегами текущее состояние и перспективы развития двусторонних отношений в свете ориентиров, заданных по итогам XX российско-индийского саммита во Владивостоке. Комментируя это событие, руководитель представительства Россотрудничества в Республике Индия Федор Розовский напомнил, что в 2020 году Россия и Индия отметят 20-летний юбилей сотрудничества.

"Трансфер российского образования - одна из важнейших составляющих этого партнерства", - подчеркнул он.

По словам Розовского, в последние годы отмечается положительная динамика притока индийских студентов в РФ.

Как рассказал ректор Марийского государственного университета Михаил Швецов, из 2000 иностранцев, обучающихся в вузе, 1500 - студенты-медики. Приезжают они в основном из Индии, стран Средней Азии, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона.

"Медицинское образование - одно из самых востребованных, - отметил он. - По другим направлениям - IT, инженерия, химия - эти государства уже выстроили свои, достаточно сильные системы".

По его мнению, время на продвижение российского медицинского образования в Индии есть, но с каждым годом возможностей остается все меньше. Через 5-7 лет они выстроят свою систему образования и из учеников станут конкурентами России, пояснил Швецов. Например, уже снизился поток в нашу страну студентов из Латинской Америки.

"В отличие от нас, за рубежом образование развивается за счет частного сектора", - констатировал Швецов.

По его мнению, настало время пересмотреть подходы к организации работы вузов, к форме и содержанию высшего медицинского образования: "Если в нашей стране среднее число студентов в вузе 8-10 тысяч человек (а в медицинских и того меньше - 4-5 тыс.), то в мире уже есть заведения, в которых обучается до 100-150 тысяч человек. Вскоре с ними будет проблематично конкурировать, они поглотят весь рынок".

Михаил Швецов привел в пример Китай, где конкуренция идет уже даже не за студентов, а за преподавателей. Для привлечения лучших кадров необходимо создать им условия.

"Чтобы не отстать от мирового сообщества, нам надо активно привлекать инвестиции в высшее образование - как государственные, так и частные", - указал он.

В России сегодня 4 млн студентов, в Турции - 7 млн, в Индии - 33 млн, в Китае - 44 млн.

"Страны, которые раньше мы не воспринимали как индустриально развитые, сегодня нас обогнали и в этом", - отметил Швецов.

В Марийском государственном университете, по словам ректора, удалось активизировать процесс привлечения иностранных студентов благодаря старым наработкам. В свое время освободившиеся старые корпуса вуза были оборудованы под общежития для студентов. Хорошим подспорьем стала работа с инвесторами из Индии - за три года они построили в марийском вузе тысячу мест в общежитиях. Сейчас следующий этап - для очередной ступени роста нужны новые учебно-лабораторные корпуса. На каждую 1000 студентов требуется корпус площадью 5-10 тыс. кв. м.

"Центр международного образования" готов расширять сотрудничество, предложить вузам новые опции. Компания начала выплачивать стипендии и предоставлять льготы на обучение индийским студентам. В этой программе как отличники, так и представители небогатых индийских семей. Вузам-партнерам оказывается помощь в снабжении необходимой учебной литературой на английском языке, привлечении квалифицированных иностранных преподавателей для чтения лекций, а также для подготовки студентов к сдаче квалификационного экзамена в Индии.

В Россотрудничестве считают, что в развитии двусторонних отношений между странами сегодня надо уделить особое внимание образованию, обменным программам.

"Образование, и в частности медицинское, - драйвер этих отношений, - рассказал Medvestnik.ru Фёдор Розовский. - Сейчас мы уже должны говорить, что у российских вузов достаточно сильная конкуренция на индийском рынке. Требуется серьезная маркетинговая активность, чтобы занять на нем достойное место".