Бесплатная медицинская помощь доступнее не станет

28 Ноября 2016

Бесплатная медицинская помощь для населения в 2017-году по сравнению с этим годом доступнее не станет. К такому выводу пришли аналитики Высшей школы организации и управления здравоохранением. Ректор ВШОУЗ Гузель Улумбекова подготовила экспертное заключение на бюджет здравоохранения 2017-го года. Были проанализированы законопроекты "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов", "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов", сопутствующим им документы, вносимые в Госдуму, данные Минздрава России и др.

Только цифры и факты

В 2017 г. общие государственные расходы на здравоохранение (бюджет ФОМС, федеральный и консолидированные бюджеты субъектов РФ) предусмотрены в сумме 3 035,4 млрд руб., что на 183 млрд руб. (на 6,4%) больше, чем было запланировано на 2016г. (2 852,7 млрд руб.). С учетом инфляции (4,0% в 2017 г.), т.е. в реальных (сопоставимых) ценах эти расходы возрастут только на 2,1%. Однако, по сравнению с 2013г. в 2017г. государственные расходы на здравоохранение сократятся на 8,6% в реальных ценах.

Расходы федерального бюджета составят 13% (378,0 млрд руб.) от общих государственных расходов на здравоохранение, расходы ФОМС - 57% (1 735,0 млрд руб.), расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ - 30% (919,8 млрд руб.)

Рост государственных расходов на здравоохранение предусмотрен преимущественно за счет средств бюджета ФОМС. В 2017 г. он составит 1 735 млрд руб., что на 140 млрд руб. (на 8,8%) больше, чем в 2016 г. (1 595 млрд руб.). В реальных ценах расходы ФОМС в 2017 г. будут только на 4,4% выше, чем в 2016 г., а по сравнению с 2015 г. останутся на том же уровне.

Однако, при оценке объемов увеличения финансирования бюджета ФОМС в 2017 г. необходимо учитывать дополнительные расходы. Среди них - дефицит финансирования территориальных (базовых) программ ОМС, т.е. оплачиваемых за счет средств ОМС, за 2016 г. Далее, средства на повышение оплаты труда медицинских работников в 2017 г. в соответствии с указом Президента РФ №597 от 12 мая 2012 г., а также расходы на оказание 4 видов ВМП, дополнительно включенных в базовую программу ОМС с 2017 г. Например, в 2015 г. по данным Счетной палаты РФ дефицит бюджета ФОМС составил 65 млрд руб., по дефициту территориальных программ ОМС официальных данных нет. Для справки: в 2014 г. общий дефицит реализации территориальных программ государственных гарантий (финансируемых из средств бюджетов регионов и ОМС) по данным Минздрава РФ составил 119 млрд руб., в 2015 г. (по данным Счетной палаты) - 132 млрд руб. Дефицит реализации территориальных программ государственных гарантий означает, что на сумму дефицита гражданам не оказана бесплатная медицинская помощь. Объем средств, необходимый для повышения оплаты труда медицинских работников в 2017 г. оценивается самим ФОМС в объеме 70,7 млрд руб. (пояснительная записка к проекту бюджета ФОМС от 30 сентября 2016 г.).Расходы на оказание 4 дополнительных видов ВМП не представлены. Таким образом, может оказаться, что с учетом всех вышеуказанных дополнительных расходов в 2017 г. по сравнению с 2016 г. реальные расходы ФОМС сократятся.<

Расходы федерального бюджета в 2017 г. по сравнению с 2016 г. возрастут только на 2% в текущих ценах, в реальных ценах сократятся на 2,3%, а по сравнению с 2013 г. сократятся на 41% в реальных ценах. Следует учесть, что при сравнении расходов федерального бюджета в период 2013-2017 гг. их необходимо приводить в сопоставимые значения с учетом включения или исключения расходов на ВМП.

Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2017 г. по сравнению с 2016 г. сохраняться практически на том же уровне в реальных ценах. Однако, в регионах РФ ежегодно складывается дефицит финансирования территориальных программ, финансируемых за счет средств этих бюджетов. Например, в 2015 г. по данным Счетной палаты этот дефицит составил 127 млрд руб. Соответственно на эту сумму населению не оказана медицинская помощь. Покрытие дефицита за 2016 г. необходимо дополнительно учитывать в расходах 2017 г.

Вывод

В 2017 г. общие государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах возрастут на 6,4%, с учетом инфляции - на 2%. По сравнению с 2013 г. в 2017 г. государственные расходы на здравоохранение сократятся на 8,6% в реальных (сопоставимых) ценах. При оценке расходов на 2017 г. необходимо учитывать, что в регионах РФ ежегодно складывается дефицит финансирования территориальных программ государственных гарантий как за счет средств ОМС, так и за счет средств региональных бюджетов за предшествующий период. Соответственно, населению на сумму дефицита ежегодно не оказывается бесплатная медицинская помощь, а покрытие дефицита необходимо учитывать в расходах на 2017 г.

Все это говорит о том, что в 2017 г. по сравнению с 2016 г. доступность бесплатной медицинской помощи, которая напрямую определяется расходами бюджетов бюджетной системы, населению не возрастет, а по сравнению с 2013г. сократится на 9%.

При использовании материалов ссылка на ВШОУЗ обязательна