Как пережить это трудное и очень сложное время

30 декабря 2021

"Фракция КПРФ сегодня проводит "круглый стол" по исключительно важной теме, посвящённой здоровью нации, тем мерам, которые мы предлагали ещё полтора года назад, для того чтобы оздоровить ситуацию и максимально помочь гражданам пережить это трудное и очень сложное время", - сказал лидер Компартии Геннадий ЗЮГАНОВ, открывая 8 декабря "круглый стол" в Госдуме на тему "Законодательное обеспечение противодействия распространению новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации".

Геннадий Андреевич рассказал о том, как весь мир учился у Советского Союза бороться с самыми сложными инфекционными болезнями. Нам досталась очень непростая эпидемическая ситуация. В 1918-1920 годах от "испанки" потеряли почти 5% населения. И тогда Ленин предложил Семашко отработать систему, которая позволяла бы каждому человеку иметь доступную бесплатную медицину. Эта задача была блестяще решена. Мы победили чуму, холеру, малярию, победили все тяжёлые болезни.

Наша система первичного здравоохранения была тщательно изучена ВОЗ и рекомендована другим странам. Когда в декабре 1959 года один из художников, участвовавший в выставке в Индии, затащил в Москву чёрную оспу, мы смогли быстро локализовать ситуацию. В Москве за несколько недель привили 6 миллионов человек, а потом привили всю страну и помогли другим странам избавиться от этой жуткой болезни, бесплатно поставив туда свою вакцину. И болезнь была в мире побеждена.

Но после того, как нашу страну предали и разделили на куски, потому что кто-то захотел сесть в высокие кабинеты, началась полная вакханалия. В результате этого жуткого и страшного эксперимента нация потеряла 20 миллионов человек. В 1991 году русских было 120 миллионов, в этом году останется меньше 100 миллионов. А ведь русские - государствообразующий народ, без которого невозможно держать огромные пространства нашей страны в единстве. "Поэтому наша задача - всё сделать для того, чтобы страна была здоровой, крепкой и успешной", - заявил лидер КПРФ. "Надо думать, как восстанавливать систему здравоохранения, которая в результате "оптимизации" потеряла 10 тысяч учреждений здравоохранения. Если не будет профилактики, не будет на здравоохранение тратиться 7% расходной части бюджета, никуда дальше не двинемся", - убеждён Г. Зюганов.

<->

О коллективной безопасности

Ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением, доктор медицинских наук Гузель УЛУМБЕКОВА проанализировала проблемы отечественного здравоохранения и охватившую нашу страну демографическую катастрофу через призму цифр:

- В 2020 году дополнительная смертность по сравнению с 2019 годом составила 240 тысяч человек. Страна потеряла 600 тысяч человек. В 2021-м дополнительная смертность составит 500 тысяч человек, естественная убыль - 900 тысяч человек, страна потеряет 750 тысяч человек.

Показатели дополнительной смертности в расчёте на один миллион населения в нашей стране самые высокие по сравнению с другими странами: в 5 раз выше, чем в Германии, на 50% выше, чем в Польше и в США, и почти в 4 раза выше, чем в Германии.

Первая и главная причина высокой дополнительной смертности в России в том, что реальная заболеваемость новой коронавирусной инфекцией была в два раза выше, чем в официальном источнике. А чем больше инфицированных, тем больше умерших. В результате непоследовательной работы со средствами массовой информации и с населением мы провалили прививочную кампанию. Число привитых граждан в нашей стране намного ниже, чем в других.

Наше здравоохранение долгие годы недофинансировалось, как следствие, оно серьёзно ослабло. Государственные расходы на здравоохранение в доле ВВП в 1,6 раза ниже, чем в странах, которые близки к нам по уровню экономического развития. Арифметика в отрасли простая: сколько денег, столько будет бесплатных лекарств, столько будет врачей. В результате у нас была полная неготовность инфекционной службы. Количество инфекционных коек в нашей стране за последние 30 лет на фоне роста смертности от инфекционных болезней сократилось в 2,5 раза. В 1,7 раза стало меньше врачей-фтизиаторов, сокращение численности врачей-инфекционистов за последние 10 лет составило 20%.

Вообще чудо, что в нашей стране разработаны четыре вакцины при таком финансировании медицинской науки. Оно в 5 раз меньше в доле ВВП по сравнению с новыми странами Евросоюза и в 23 раза меньше, чем в Соединённых Штатах Америки.

Дополнительные причины - отсутствие централизации управления борьбы с пандемией на уровне минздрава России, низкая оплата труда медработников и, как следствие, их "выгорание". За время пандемии погибли 1500 медицинских работников.

Вакцинация снижает риски госпитализаций в 7 раз, смерти - в 21 раз. Риск умереть после перенесённой инфекции возрастает для людей моложе 65 лет в 3 раза. И бустерная (дополнительная) доза вакцины спустя какое-то время после получения первой дозы повышает иммунный ответ в 2-34 раза.

Конечно, все меры должны быть добровольными - никакого принуждения! Но очень важно понимать: каждый из нас в безопасности, когда в безопасности все.

С больной головы на здоровую

От имени общественности в заседании "круглого стола" приняла участие заслуженная артистка Российской Федерации Мария ШУКШИНА. Она убеждена, что, объясняя высокую смертность населения нежеланием граждан вакцинироваться, правительство пытается свалить вину с больной головы на здоровую. Ссылаясь на мнение учёных из Лондонского национального института сердца и лёгких Имперского колледжа, опубликованное в самом известном британском медицинском журнале "Ланцет", телеведущая заметила, что вакцинированные являются таким же источником распространения инфекции, как и невакцинированные. Это подтверждает и другой автор "Ланцета", доктор Гюнтер Кампф из Института гигиены и экологической медицины Медицинского университета Грайвсвальда в Германии, призвавший высокопоставленных чиновников и учёных "прекратить ненадлежащую стигматизацию непривитых людей" и "приложить дополнительные усилия для объединения общества".

"Абсолютно неправильно рассматривать законопроекты о введении QR-кодов, пока не будет предоставлена статистика по летальным исходам после вакцинации и побочным эффектам", - полагает М. Шукшина. Заявления наших официальных лиц сводятся к тому, что российские препараты самые лучшие в мире, никаких серьёзных негативов создавать не могут и поэтому администрирование вакцинации излишне.

Но вот какая информация о российских препаратах для прививки от ковида поступает из иностранных источников. 12 ноября министр здравоохранения Республики Казахстан Алексей Цой сообщил, что, согласно обновлённым данным минздрава республики, с февраля по октябрь в Казахстане было зарегистрировано 930 летальных случаев среди вакцинированных (681 из них были вакцинированы "Спутником V"). Примечательно высказывание главы минздрава Казахстана, что ситуация с COVID-19 и вакцинациями в его стране примерно такая же, как и в других государствах.

Шукшина также обратилась к статистическим данным, изложенным главным врачом Московской городской клинической больницы №40 Денисом Проценко в его докладе от декабря 2020 года: с марта по декабрь 2020 года смертность поднялась с уровня 0,5% до 9%. Анализируя причины смертности больных, Проценко показывает, что одна четверть от общего числа больных умерли в стационаре от коронавируса, а три четверти больных - от внутрибольничных инфекций, полученных в результате процесса лечения.

"На мой взгляд, правительство Российской Федерации должно не вносить законопроекты о введении QR-кодов в нашу жизнь, а признать низкую результативность работы минздрава России и пересмотреть механизмы борьбы с коронавирусом", - заявила актриса.

На помощь придёт фундаментальная вирусология

Научный руководитель НИИ вакцин и сывороток имени И.И. Мечникова, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии медико-профилактического факультета Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, академик РАН Виталий ЗВЕРЕВ:

- Я всегда агитирую за вакцинацию. Вакцинация подарила нам 20 лет жизни. Вообще, мы стали заложниками собственных успехов. И все забыли, что инфекции-то никуда не ушли, они существуют, просто они под контролем.

И вот когда случился приход первого коронавируса в начале нынешнего века в 2002-2003 годах, о чём говорили, о чём писали, в том числе и я? О том, что нужно финансировать науку. Вирусология и иммунология - это сейчас самая развивающаяся из медицинских наук. Каждый день находят новые вирусы. Мы знаем только 8-10% мира вирусов, и его надо изучать.

Президент выступил и сказал, что нам нужен фундаментальный институт вирусологии. А в своё время у нас был Институт вирусологии им. Д.И. Ивановского, который присоединили к Национальному исследовательскому центру эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи. Я кому только не писал письма о том, что этого делать нельзя. Вот сейчас бы его взять и поставить как раз на фундаментальную вирусологию.

Закончилась программа "Фарма 2020". Знаете, сколько вакцин было сделано в рамках этой программы? Ни одной. А мы отстаём уже от всех стран. Мы до сих пор не прививаем детей папилломавирусной проверенной вакциной, которая даёт колоссальный эффект. Мы не прививаем от ветрянки до сих пор. Почему? Да потому, что нет денег на эти разработки. Сейчас готовится программа "Фарма 2030". В неё нужно обязательно включить раздел "Создание вакцин". Мы должны заранее смотреть, чего нам ещё ждать. Вот здесь и нужна фундаментальная вирусология.

Когда мы делаем лекарство от рака, мы имеем право рисковать, мы знаем, что да, может быть плохо, но если мы его не попробуем, то всё закончится печально. Вакцинируем же мы здоровых людей, поэтому мы не имеем никакого права рисковать. Поэтому вопросы безопасности вакцины даже выше, чем вопросы эффективности. А мы пока точно не знаем, насколько вакцины от ковида безопасны, потому что не было времени, чтобы это проверить.

Больше всего меня беспокоит дерзновение, с которым мы теперь начинаем прививать детей. Все вакцины, которые сейчас широко применяются, плохие. И вот почему. Они все основаны на поверхностном белке. Иммунитет человека состоит из трёх составляющих: местный иммунитет - то, куда попадает инфекционный агент или любой другой аллерген; гуморальный иммунитет - это антитела, которые вырабатываются в ответ на попадание какого-то паразита; и, наконец, клеточный иммунитет - это клеточная память, потому что организм всё то вредное, что к нам попадает, запоминает и образует клетки, которые среагируют, когда это попадёт второй раз. Если бы мы сохраняли все антитела от всего, чем мы болели, у нас кровь была бы, как кирпич, потому что она была бы вся забита этими антителами. Антитела истощаются со временем и после заболевания, и после вакцинации.

Живые вакцины, те, которые мы используем в обычной жизни, стимулируют и тот иммунитет, и другой. Те, кто переболел, не нуждаются в вакцинации, у них сформирован вот этот самый иммунитет, у них есть клетки памяти.

Поэтому нужно понимать, кого, как и чем прививать. Если будут хорошие вакцины, я, может быть, сам через год встану и скажу: надо прививать детей.

Но когда американские учёные типа Анчи Барановой начинают говорить о том, что я срываю детскую вакцинацию, меня это уже начинает беспокоить: не очень верится в то, что американские учёные заботятся о наших детях, что-то тут не то. Поэтому, прежде чем начинать вакцинацию детей, нужно убедиться, что это будет безопасно и полезно.

Меня спрашивают: а как QR-коды помогли в борьбе с пандемией? Я говорю: а какое они вообще имеют отношение к борьбе с коронавирусом? Да никакого, так как люди, которые вакцинировались и получили QR-код, наоборот, становятся более опасными, потому что они, забывая о том, что могут быть переносчиками, ведут себя более раскованно, чем те, кто не привит, более спокойно и при этом заражают других. И самое страшное то, что мотивация введения кода - не сохранить своё здоровье, а пойти вечером в ресторан или ещё куда-то. Ценности поменялись. Поэтому QR-коды нужны для чего-то другого, и это не наша придумка, это придумка "оттуда".

Нужно иметь полноценную картину, касающуюся осложнений. Совсем недавно ВОЗ опубликовала данные по тяжёлым и смертельным осложнениям. За 50 лет прививок против паротита в мире было зарегистрировано всего 700 осложнений, после прививки против кори - 2100, больше всего осложнений наблюдалось после прививки от гриппа - 248 тысяч. Это за 50 лет.

И только за год прививок от коронавируса мы имеем 2 миллиона 248 тысяч осложнений. Данных по России нет, поэтому наша страна сюда не входит.

Надо разобраться, что у нас происходит, почему такая смертность? В Голландии она 0,8%, в Индии 1,3%, а у нас 3%. Почему у нас умирают от внутрибольничных инфекций? Почему у нас не чистят клиники, не закрывают их на санобработку? Если умирают от внутрибольничных инфекций, это значит что-то не так в лечении. И, конечно, не нужно делать компьютерную томографию каждые 2-3 дня. Мы просто убиваем иммунную систему, люди потом умирают от сепсиса.

Важно не разделять общество. Совершенно была безобразная история с приглашением так называемых антиваксеров в "красную зону". Я свою деятельность начинал студентом 1-го курса в борьбе с холерой в Волгограде. Пациенты - это не экспонаты. Я готов пойти в "красную зону" хоть завтра, если смогу чем-то помочь, если я могу проконсультировать, но что там делают камеры и микрофоны?!

Ложь убивает

Свою точку зрения на ситуацию с распространением коронавирусной инфекции и предложенных правительством мер по борьбе с ней изложили учёные. Доктор медицинских наук, кандидат философских наук, профессор Игорь ГУНДАРОВ критически отнёсся к раскручиванию идеи вакцинации детей. "При рождении иммунная система ещё слабо функционирует, ребёнок живёт в основном за счёт антител, которые мать передаёт с молоком. Чтобы устойчиво существовать, организму нужно тренировать свою иммунную систему. Если мы начнём вакцинировать детей, то фактически подавим их собственные резервные возможности для борьбы с инфекцией. Иммунитет детей будет обнулён", - считает И. Гундаров. Он предложил создать при Государственной думе независимый научный экспертный совет.

Эту идею поддержал и председатель правления Московского городского научного общества терапевтов, доктор медицинских наук, профессор Павел ВОРОБЬЁВ. Учёный попытался разобраться, почему Россия прочно заняла лидирующие позиции по смертности. Первая и главная - "оптимизация" здравоохранения. "Больных выхаживает не врач, а медицинские сёстры и санитарки. Сестёр у нас всегда было мало, а санитарок уничтожили как "класс" лет 10 назад - экономия", - заметил П. Воробьёв. Кроме того, в связи с отсутствием результатов клинических исследований сегодня для лечения ковида применяются, по его мнению, совершенно бесполезные препараты.

Неэффективность масочного режима и локдаунов для борьбы с ковидом, по мнению П. Воробьёва, очевидна. Но медикам, учёным затыкают рты. Это касается и вопросов вакцинации, QR-кодов.

Доктор медицинских наук, профессор Александр РЕДЬКО полагает, что вопрос о доверии народа к власти является ключевым. При Советах люди доверяли власти, и никто не возражал, когда без согласования родственников прививали детей правильными вакцинами. Сегодня всё иначе. Недоверие возникает уже тогда, когда директор Центра эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи говорит сначала о пожизненном иммунитете после вакцинации, потом речь ведётся о 2 годах, полугоде и т.д.

Президент Межрегиональной общественной организации "Лига защиты врачей", кандидат медицинских наук Семён ГАЛЬПЕРИН, будучи добровольцем в третьей фазе клинического исследования вакцины "Спутник", до сих пор не знает об итогах проведённых исследований. Несмотря на то, что коды участников были вскрыты ещё в марте, итоги исследования так и не были опубликованы. Почему? Кстати, то же самое происходит и с иностранными вакцинами.

Гальперин поставил ряд юридических вопросов. Статья 43 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" содержит прямое требование: исследование на детях должно проходить лишь после окончания исследования лекарственного препарата на совершеннолетних гражданах, за исключением тех случаев, когда лекарство предназначено только для детей. Поскольку результаты клинических исследований на взрослых до сих пор не опубликованы, мы имеем прямой запрет на проведение даже исследований, не то что применения, препарата на детях.

Введение QR-кода будет прямо противоречить принципу соблюдения врачебной тайны, закреплённой в статье 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья".

"Нынешние чиновники-ковидоборцы - это те же самые люди, которые закрывали, "оптимизировали" больницы, в том числе инфекционные, - заметил С. Гальперин. - Сегодня они с той же уверенностью говорят о новых мерах". По его мнению, здесь задействованы интересы бизнеса. "Те, кто заработал на "оптимизации" здравоохранения, в начале прошлого года скупали акции доставочных сервисов, и потом именно они пролоббировали в Москве закрытие магазинов и ресторанов", - заметил Гальперин.

Независимый демограф, экс-сотрудник Росстата Алексей РАКША наглядно, на основе графиков, продемонстрировал участникам "круглого стола", как статистические данные подгоняются под нужный результат. Получается, что в странах Европы отношение ковидной смертности к избыточной близко к единице, а в России есть такие регионы, как Татарстан, Кировская область, Башкортостан, Томская область, Кемеровская область, где ковидная смертность составляет меньше 10% от избыточной. При этом по избыточной смертности российские регионы отличаются примерно максимум в два раза, а вот по официальной ковидной - в десятки раз. Замечено, что чем меньше в ряде федеральных округов была признана доля ковидных смертей от избыточной, тем больше потом людей умирало.

<->

По итогам "круглого стола" были подготовлены рекомендации Федеральному собранию, правительству РФ, министерству здравоохранения РФ, региональным органам власти и средствам массовой информации. Участники форума, в частности, рекомендовали правительству и минздраву рассмотреть вопрос о признании переболевшими граждан на основании наличия у них необходимого уровня нейтрализующих антител к вирусу COVID-19 без официально зарегистрированного факта инфицирования или болезни. И сегодня этот вопрос обсуждается на уровне правительства. Другая рекомендация касалась сохранения для здоровых граждан, независимо от статуса вакцинации, свободы передвижения. Буквально через несколько дней правительство приняло решение отложить рассмотрение законопроекта о введении QR-кодов на транспорте. Народное сопротивление заставило власть отступить. Борьба граждан за свои права продолжается!