Как международные поставки российской вакцины от COVID-19 скажутся на экспорте российской фармы. Несмотря на сложности с транспортировкой, лидеры гонки вакцин стремятся расширить число стран, признающих их препараты

30 октября 2021

До начала регистрации вакцины "Спутник V" за рубежом Россия поставляла лекарства примерно в 90 стран мира. 38 % экспорта в денежном выражении приходилось на ЕАЭС, и доля Союза в объёме отечественного экспорта росла с каждым годом.

Регистрация вакцины на зарубежных рынках существенно повысила интерес к разработкам российской фармпромышленности. География поставок расширилась за счёт стран, многие из которых никогда не были активными потребителями отечественных лекарств. Речь об отдельных европейских странах и таких перспективных и масштабных рынках латиноамериканского региона, как Аргентина и Мексика.

Регистрация вакцины не означает, что её поставляют напрямую из России. Основной объём препарата для внешних рынков будет выпускаться в других странах. За счёт поставок "Спутник V" и других препаратов количество стран, получающих российскую фармпродукцию, может в 2021 году вырасти с 90 до 100-115. Также следует ожидать роста доли стран за пределами ЕАЭС в общем объёме экспортных поставок до 65-70 %.

Интерес к российской вакцине, однако, не гарантирует успеха российских фармпроизводителей на экспортном направлении. Для этого необходимо активное продвижение и других препаратов, благо в нашей стране существуют и конкурентоспособные аналоги продуктов международных корпораций, и оригинальные разработки. Продвижение российского фармпрома - задача глобальная и должна решаться в том числе на межправительственном уровне. И если для вакцин в ряде случаев действует упрощённый механизм доступа на рынок, то для большинства не имеющих отношения к ковиду препаратов в силе стандартные процедуры регистрации. А это затратно с точки зрения и финансов, и времени.

Успех не придёт сам, и работа должна строиться с прицелом на долгосрочную перспективу. Радует, что высокий интерес к российской вакцине открывает отличные возможности для переговоров с зарубежными партнёрами. Теперь дело за российскими регуляторами и фармкомпаниями, от которых требуется проактивный подход к решению этой задачи.