Как обеспечить качество и безопасность медицинской помощи на уровне мировых стандартов

28 Января 2019
Мурашко Михаил Альбертович, д.м.н.,
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения

Материал подготовлен по итогам выступления на конгрессе «Оргздрав-2018»

Текущая ситуация

Сегодня на рынке медицинских услуг достаточно большое количество частных организаций разного формата, разного объема. Конечно, небольшие медицинские учреждения сегодня имеют гораздо больше рисков при оказании медицинской помощи, тем более, если они проводят инвазивные и хирургические процедуры.

Количество медицинских организаций в РФ государственных форм собственности более 32 000, частных форм собственности – более 67 000, но здесь важно понимать, с какими объемами мы имеем дело, а это более 40 млн вызовов в год, почти 500 млн приемов амбулаторной помощи и почти 30 млн услуг, оказанных в стационарных условиях. Такое количество медицинских услуг без формирования определенных форматов и подходов совершенно невозможно обеспечить каким-либо контролем (ни внутренним, ни государственным, ни ведомственным, ни в рамках ОМС). Сегодня мы имеем стабильное снижение смертности и увеличение продолжительности жизни, но есть такое понятие, как качество оказания медицинской помощи: своевременность; правильность выбора методов профилактики, диагностики и лечения; степень достижения запланированного результата. (ст.2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ)

Классическое восприятие качества медицинской помощи – это структура, оснащение, маршрутизация, процесс лечения, безопасность и стандартизация результатов.


Современные возможности

Чтобы работала наша система, необходимо чтобы в ней циркулировали определенные механизмы – это и скорая помощь, и санитарная авиация. Что сегодня произошло с северными регионами: они получили доступ к санитарной авиации – это просто кардинальный подход, изменивший оказание помощи, но что мы видим? Количество транспортированных пациентов вертолетами чуть больше единицы на 1 вылет – это крайне мало. Потому что когда руководишь регионом, когда руководишь медицинской организацией, давая «добро» на подъем борта, нужно четко понимать, сколько ещё пациентов можно забрать. Это именно те элементы маршрутизации, без которых невозможно организовать качественную помощь.

Сегодня Минздравом реализована геоинформационная система, которая может работать с федеральной адресной системой, которая четко привязывает каждый медицинский объект к четкой географической точке. Полностью оцифрованы все адреса каждого медицинского объекта, аптеки и пр. Это также должно кардинально поменять политику управления медучреждениями.


Сегодня все уважающие себя компании и организации публикуют на своих стенах и баннерах (наравне с названием компании) тот факт, что они соответствуют ISO. Таково требование времени: качество – это фактически то, за счет чего сегодня все выживают.

Необходимо формирование независимой экспертизы. Также еще один важный момент – это регламент допуска к профессиональной деятельности медицинских работников. Сейчас появились центры, где будущий врач с помощью современных симуляторов и манекенов может научиться выполнению всевозможных процедур.


А что на деле?

Сегодня в мире гибель 4,8 млн человек в год связана с дефектами оказания медицинской помощи. Да, проблемы есть в каждой медицинской организации, но важно непосредственное отношение к этому факту руководства. Сейчас многие клиники оснащены новейшим, технологически современным оборудованием, но зачастую вызывает нарекание персонал, который с ним работает.

Мы будем стремиться к тому, чтобы и в нашей стране в каждой клинике был отдел, отвечающий за менеджмент качества и безопасность процедур.

14 апреля 2018 года была принята Токийская декларация по безопасности пациентов – это был третий глобальный министерский саммит по безопасности пациентов.

Основные принципы документа:

  • Небезопасная медицинская помощь и потенциально предотвращаемый вред пациентам представляют собой серьезную проблему в глобальном масштабе, включая значительный уровень человеческих страданий, значительную нагрузку на финансы системы здравоохранения и потерю доверия к системам здравоохранения и правительству;
  • Необходимо обеспечивать безопасность пациентов в качестве фундаментального требования ко всем системам и на всех уровнях здравоохранения, во всех медицинских учреждениях;
  • Безопасность пациентов является одним из важнейших компонентов предоставления медицинских услуг, имеет важное значение для достижения Универсального охвата здравоохранением (UHC) и перехода к Целям устойчивого развития ООН (SDGS); во всех странах должны быть созданы системы безопасности пациентов как один из важнейших стандартов здравоохранения для достижения UHC на устойчивой основе;
  • Пожилые люди наиболее уязвимы к неблагоприятным событиям и имеют особые потребности в обеспечении безопасности на всех уровнях здравоохранения;
  • Информационно-коммуникационные технологии (от сбора данных до мониторинга и прогнозирования рисков) повышают безопасность и качество медицинской помощи;
  • Системы здравоохранения стран различаются, но многие угрозы безопасности пациентов имеют сходные причины и часто аналогичные решения, что свидетельствует о необходимости сотрудничества между странами в обмене информацией о инцидентах, связанных с безопасностью пациентов, и внедрению безопасных практик;
  • Прогресс в обеспечении безопасности пациентов является слишком медленным, несмотря на все усилия, предпринимаемые в каждой стране, мы призываем к большей приверженности ускорению прогресса в направлении повышения безопасности пациентов во всем мире. Сегодня расходы на здравоохранение выше, чем могли бы быть: они дополнительно увеличиваются на 15 % в связи с несоблюдением условий безопасности для пациента. Крайне важно, чтобы медицинские организации пошли по пути оценки риска при оказании медицинской помощи и принципиально важно, чтобы каждый организатор здравоохранения задумался «Если я окажусь пациентом своей медицинской организации, мне смогут безопасно оказать помощь?»


Мурашко Михаил Альбертович, д.м.н.,  Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения

Материал подготовлен по итогам выступления на конгрессе «Оргздрав-2018»