Лекарственная политика России

07 Декабря 2018

Суд по интеллектуальным правам поставил интересы иностранного производителя противоопухолевых лекарств выше отечественного. Теперь получить патент на российское лекарство в России станет сложнее. Эксперты считают, что создан опасный прецедент и это крайне негативно отразится на развитии нашей фарминдустрии.

Гузель Улумбекова высказала свою точку зрения:

"Я, как организатор здравоохранения, выступаю в защиту прав пациента в части лекарственной безопасности, что означает доступность и качество лекарственных средств. Позвольте охарактеризовать лекарственный рынок в России сегодня. Для сравнения ситуации мы можем взять страны, которые также экономически развиты, как и наша страна – это новые страны Евросоюза: Чехия, Венгрия, Польша, Словакия. Они имеют близкий к нам уровень экономического развития по уровню ВВП на душу населения. Общий объем стоимости лекарственных препаратов в расчете на душу населения в России (за счет средств государства и населения) на 15% меньше, чем в этих странах. Т.е. у нас есть резервы увеличения объемов закупки лекарственных препаратов. Другой вопрос – за счет кого? За счет государства или за счет населения?

Если мы рассмотрим рынок потребления лекарственных средств в амбулаторных условиях, т.е. то, что выписывается по рецепту и покупается без него в аптеках – то здесь ситуация сложилась очень неблагоприятная - 80% лекарств население оплачивает из своего кармана. В любой другой европейской стране, в том числе и в новых странах ЕС картина обратная. Государство покрывает примерно 60-70% стоимости, и только 30-40% остается на долю населения. Если сравнить расходы на лекарства в амбулаторных условиях в сопоставимых ценах – по паритету покупательной способности доллара в расчете на душу населения – то, Россия тратит на лекарства из государственных источников почти в 3 раза меньше, чем страны с таким же уровнем экономического развития.

В России доступ к бесплатным лекарствам имеют только льготные категории граждан: инвалиды войны, чернобыльцы, дети до 3-х лет, страдающие определенными заболеваниями и пр., а в европейских странах доступ к бесплатным лекарственным препаратам имеет все население, кому врач считает необходимым назначить лекарство. Поэтому задача номер один – государство должно увеличить расходы на бесплатное лекарственное обеспечение населения. А по какой цене государство будет покупать эти лекарственные средства? И здесь очень важно соблюдать балансы – учитывать интересы всех участников фармацевтического рынка. Фармацевтический рынок любой страны не саморегулируемый – он всегда регулируется государством. Поэтому важны переговоры и правила взаимодействия.

Почему сегодня встал вопрос принудительного лицензирования лекарственных препаратов? Потому что мы хотим обеспечить себя лекарствами по более низкой цене, чтобы они были более широко доступны гражданам.

Что нас ждет в 2019 году

По национальному проекту «Здравоохранение» лекарственное обеспечение населения в стационарных условиях (в том числе по онкологическим заболеваниям) будет увеличено, но возвращаясь к амбулаторным условиям, нам нужно увеличить расходы государства на лекарства как минимум в 2 раза. И важно обеспечить доступ к бесплатным лекарствам всем категориям населения."