Замминистра здравоохранения РФ Татьяна Семенова: "Ответственность за подготовку специалиста лежит на системе образования"

15 сентября 2022

В Москве 15 сентября 2022 года открылся Первый Конгресс РОСМЕДОБР, в рамках которого пройдут XIII международный форум «Инновационные обучающие технологии в медицине-2022» и I съезд Российского общества специалистов медицинского образования. Участие в Конгрессе принимают ведущие специалисты в области медицинского образования, представители Минздрава и Минобрнауки, Национальной медицинской палаты, Центральной аккредитационной комиссии, Федеральных аккредитационных центров, Федерального методического центра аккредитации, Федерального центра НМО.

За последние годы в здравоохранении было предпринято много шагов, чтобы в отрасли появлялось как можно меньше некомпетентных сотрудников, заявила ходе пленарного заседания заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Татьяна Семенова.

- Ответственность за то, какой специалист будет подготовлен, лежит на системе образования, не только в системе здравоохранения, но и во всех сферах, - считает она.

По ее мнению, предпринятые системные шаги направлены на совершенствование и повышение качества медицинского образования. Одним из таких шагов было создание и унификация требований работодателей к медицинским работникам, то есть профессиональным стандартам. На основе этих стандартов меняются и стандарты подготовки специалистов в образовании. Замминистра также сообщила, что существующие стандарты постоянно дорабатываются, кроме того, в настоящее время разрабатываются новые.

- У нас лучшее медицинское образование для тех, кто хочет его получить, - уверена Татьяна Семенова.

Однако это не значит, что все, кто получил базовое медицинское образование становятся хорошими врачами, добавила она. Как пояснила замминистра, в эффективности нашего медобразования «спасает то, что много специальностей на выходе», поэтому каждый находит свое место.

Председатель Центральной аккредитационной комиссии, президент Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, президент Российского Общества Специалистов Медицинского Образования (Росмедобр) Лариса Мошетова считает сложным вопросом оценку качества образования и качества подготовки специалистов уже на практике.

- Это целая наука, этим надо заниматься, потому что если мы найдем то звено, за которое можно уцепиться, то найдем, что надо дать в преподавании – нового педагога, материальную базу, поменять процесс организации подготовки. Это важный вопрос, который мы будем обсуждать, потому что ответа на него на сегодняшний день нет, - заявила она.

Никакие тесты, никакие симуляторы, по ее мнению, не могут сказать насколько хорошо подготовлен медицинский специалист.

Генеральный директор Института медицинского образования ФГБУ НМИЦ им. В.А. Алмазова Минздрава России Евгений Шляхто отметил, что с каждым годом здравоохранение меняется, появляются новые вызовы.

- Здравоохранение становилось высокотехнологичным, инновационным, новые технологии требовали новых компетенций. Образование становилось все более научным. Траектория развития образования предполагала, с одной стороны, практическую нацеленность, с другой – научно-исследовательскую, - пояснил он.

Возможности ФГБУ НМИЦ им. В.А. Алмазова, как крупного научного центра с огромным коечным фондом, должны быть использованы, по его мнению, на благо подготовки медицинских кадров. Как следствие, Центр стал пилотным проектом по использованию программы специалитета.

Министр здравоохранения Сахалинской области Владимир Кузнецов отметил, что выпускники медицинских вузов разные и многое зависит от мотивации самого студента.

- Кто-то начинает работать с первого курса, кто-то к шестому не всегда понимает, как подойти к пациенту, несмотря на то, что учебная программа и сам по себе процесс выстраиваются так, чтобы минимальный объем знаний и навыков был у каждого студента, - сказал он.

По его словам, преподаватели, глядя на студентов пытаются понять, что еще они могут дать для повышения их профессионального уровня, чтобы конкретный студент смог стать лучше других. При этом в практическом здравоохранении задача состоит в том, чтобы знания, умения, навыки, полученные в ходе обучения, были реализованы на месте.

- Мы привыкли говорить, что медицинское образование – это о студентах. На самом деле, медицинское образование – это о врачах в том числе, - уверен он.

Владимир Кузнецов также подчеркнул, что врач – это одна из немногих профессий, которой продолжают учиться всю жизнь и в зависимости от того, какие знания получают медицинские работники, как идет их взаимодействие с системой высшего образования, и получаются специалисты, работающие в отрасли.

Ректор Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И.Евдокимова Олег Янушевич отметил, что подготовка стоматологов в России всегда была особенной.

- У нас стоматологи готовятся по общемедицинской программе, в которой большой компонент - это практическая подготовка врачей именно сфере оказания стоматологической помощи. При том европейские стоматологи готовятся как зубные врачи, получая образование в зубоврачебных школах при университетах, - рассказал он.

Вместе с тем, с 90-х годом общеобразовательный компонент немного ушел из образовательного стандарта. По его словам, как выпускник 91-го года, он должен был уметь сделать прямой массаж сердца, наложить трахеотомию, принять роды, а сейчас это не является обязательным. На первое место, пояснил он, сейчас выходит подготовка врача-стоматолога первичного звена, что смещает фокус подготовки стоматолога к практической составляющей.

Ректор Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России Дмитрий Сычев рассказал, что растут цифры приема в ординатуру.

- Контрольные цифры приема определяются Минздравом. Специальности, которые нам дает Минздрав – это специальности, которые действительно востребованы в настоящее время отраслью, - сообщил он.

При этом ректор отметил, что не всегда старшекурсники профориентированы относительно специальностей ординатуры. В качестве примера он привел радиологию, которая как отдельная специальность в вузах не преподается. Аналогичная ситуация, по его словам, с гериатрией. Для повышения уровня профориентации Дмитрий Сычев предлагает развивать различные кружки, олимпиады, в то же время, он уверен, что специальностью «заражает» педагог.

- Нужно зажечь! Должен быть человек-огонь, который зажжёт специальностью, – подчеркнул он.

Должна быть системная профориентационная работа с выпускниками, убежден Дмитрий Сычев.