О качестве медицинской помощи

30 Августа 2018

Одной из главных целей всех предыдущих, а, возможно, и последующих, реформ здравоохранения является повышение качества медицинской помощи. В мире уже давно научились его измерять: по удовлетворенности населения и набору показателей, процесса и результата деятельности медицинских организаций.

Для управления же качеством медицинской помощи очень важно четко представлять от чего оно зависит. При подобном вопросе часто слышится – от всего. Но это очень неконкретно и неприменимо при проектном подходе – когда нужно перейти на другой уровень качества, на уровень, отвечающий запросам общества.

Наш взгляд на проблему:

Качество медицинской помощи можно представить в виде слагаемого (или произведения – кому как больше нравится) из пяти факторов:

1) Компетенция врача (знание, умение, навык) как мерило профессионализма.

2) Условия оказания медицинской помощи (помещение, оборудование, медикаменты, расходные материалы, современные средства коммуникации и т.п.).

3) Мотивация врача (внутреннее стремление в данных условиях оказать медицинскую помощь на максимуме своей компетенции).

4) Комплайенс пациента (после адекватного информирования пациента - степень полноты выполнения пациентом лечебных и диагностических назначений, рекомендаций по требуемому образу жизни, в том числе, с отказом от вредных привычек).

5) Степень отклонения клинического течения заболевания у данного пациента от типового, в том числе, индивидуальные особенности организма пациента (генетические, физиологические, зависящие от преморбидного фона, привычных интоксикаций и т.п.).

Таким образом, чем больше первые четыре фактора и чем меньше пятый – можно надеяться на максимально достижимое в данном случае качество медицинской помощи.

Направления приложения усилий понятны. Но кто отвечает за каждое из них?

В системе оказания медицинской помощи три основных действующих субъекта – три актора: население, государство и врач (медработник/медицинское сообщество).
Следует сопоставить степень ответственности каждого из этих акторов за максимальное значение каждого из вышеперечисленных факторов качества медицинской помощи:
  • компетенция в основном в руках врача и государства,
  • условия оказания медпомощи – в основном ответственность государства,
  • за мотивацию врача – отвечает врач, государство, пациент (общество в целом, в т.ч. интегральным понятием престиж врачебной профессии),
  • комплайенс – зона ответственности врача и пациента,
  • индивидуальная степень отклонения реакций организма в руках Господа Бога, развития врачебной науки и научно-технического прогресса в целом.
Доли в процентах по различным клиническим ситуациям можно обсуждать. Предлагайте ваши варианты, коллеги.

Первый проректор Высшей Школы Организации и Управления Здравоохранением,
Прохоренко Н.Ф.Б

Другие статьи автора:

Платные медицинские услуги в государственном секторе

Способствует ли наличие СМО повышению качества и доступности медицинской помощи

Противостояние пациентов и медицинских работников

Здравоохранение: готовность региона к вызовам времени

Искусственный интеллект в медицине