Эксперты ОНФ указали на необходимость обязательного присутствия медицинского работника в каждой образовательной организации

07 февраля 2020

Эксперты ОНФ вместе с представителями Минздрава, Министерства просвещения и комитета Госдумы по охране здоровья обсудили медицинское обслуживание детей в образовательных организациях и реализацию пилотного проекта "Школьная медицина". Тема круглого стола в Народном фронте стала продолжением задач, поставленных президентом России в послании Федеральному собранию: "Демография - это сфера, где нет какого-то универсального, тем более узковедомственного решения. Каждый наш шаг, новый закон, государственную программу мы должны оценивать прежде всего с точки зрения высшего национального приоритета - сбережения и приумножения народа России".

Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, доктор Леонид Рошаль напомнил, как была организована советская система медицинской помощи в школах и детских садах.

"В каждой поликлинике было школьно-дошкольное отделение, которое координировало работу. В школах были стоматологические кабинеты, врач приходил, осматривал, делал заключения, и они передавались участковому доктору в поликлинике. Сейчас укрупняются школы, а даже медсестры не каждый день находятся в школе, не говоря уже о врачах. И вся профилактическая работа, которая должна быть в школах, фактически не проводится. Надо восстановить то, что мы потеряли, и подумать, что нам делать дальше. В целом я бы оценил сегодняшнее организационное состояние школьной медицины на троечку с минусом", - задал тон дискуссии Рошаль.

Его поддержала член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Любовь Духанина: "В законе "Об образовании" есть позиция, связанная с обучением учителей навыкам первичной медицинской помощи. Но сделать из учителя универсального медика не получится. Нагрузка на него такова, что он не имеет возможности делать другую работу. Кроме того, получить специальные навыки за краткосрочный курс повышения квалификации невозможно. Леонид Михайлович предложил формулу, которая существовала 30 лет назад. В тот период выпускник педвуза получал корочку медицинской сестры. Но обучался этому он больше двух лет. То есть объем знаний в сотни раз больше, чем сегодня за краткосрочный курс. Нам не нужна профанация, а нужна реальная деятельность по охране здоровья наших детей".

В качестве позитивного примера участники круглого стола рассмотрели опыт Ямало-Ненецкого автономного округа, где в Новом Уренгое в рамках проекта "Школьная медицина" при поликлинике создан центр здоровья, который позволил централизовать проведение профилактических осмотров, диспансеризации, вывести на качественно новый уровень превентивную профилактику. В вопросах детского здоровья центр здоровья аккумулирует усилия и интересы врачей, педагогов и родителей. По итогам проекта за девять месяцев 2019 г. увеличился процент детей со второй группой здоровья и удовлетворенность родителей качеством оказания профилактической помощи.

Также в рамках круглого стола участники совещания рассмотрели отзыв Общероссийского профсоюза образования на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей в образовательных организациях".

"У нас сегодня расширенное заседание, сразу несколько тематических площадок ОНФ. Мы поддерживаем необходимость научно-методического сопровождения вопроса охраны здоровья детей. Мы поддерживаем необходимость совершенствования законодательства, готовы приглашать на нашу площадку экспертов, мы рекомендуем всем заинтересованным сторонам учитывать мнение Общероссийского профсоюза образования по поводу необходимости доработки законопроекта. И, конечно, мы поддерживаем развитие и применение тех практик, которые получены коллегами в рамках проекта "Школьная медицина", особенно те новые принципы диспансеризации, которые вы представили. Думаю, что интересно будет посмотреть результаты, мониторинг, который вы ведете", - подвела итоги сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель образовательного центра "Сириус" Елена Шмелева.