Хватит обзванивать больницы и морги - волонтеры ЛизыАлерт и МВД обсудили создание базы "потеряшек" на площадке ОНФ

27 февраля 2021

"В больницу не дозвонишься. Дальше лотерея - дадут информацию, не дадут. Далее, даже если человек поступил в больницу, и в ней есть ориентировка, никто никогда не перезванивает и не сообщает, что разыскиваемый находятся у них. Время теряется, а это время десятки неоплачиваемых профессионалов-волонтеров теряют свои драгоценные человеко-часы. Нужна работа по стандартизации описания потерявшихся - принятыми больницами людей. Кроме того, люди пропадают и из больниц, и мы про них ничего не знаем", - перечислил ключевые проблемы поиска людей руководитель поисково-спасательного отряда "Волонтер-НН" Сергей Шухрин.

В ОНФ на круглом столе обсудили нюансы создания и функционирования базы данных неизвестных пациентов. По инициативе проекта ОНФ "Поиск", лидеры "ЛизаАлерт", Центра поиска пропавших людей, активисты других поисково-спасательных отрядов рассказали представителям МВД и Минздрава, какие действия чиновников, полицейских и медиков могли бы значительно сократить огромные ресурсы, привлеченные на поиск пропавших людей. Речь идет о пациентах, которые попали в медучреждения, но не могут сообщить о себе сведения и о погибших, чьи данные не установлены.

О необходимости создания федеральной базы таких пациентов председатель поисково-спасательного отряда "ЛизаАлерт", член Общественной палаты РФ, координатор проекта ОНФ "Поиск" Григорий Сергеев в прошлом году рассказал Президенту Путину. Глава государства поручил правительству принять меры по совершенствованию взаимодействия полиции, медиков и добровольцев и созданию единой федеральной базы данных. Дискуссия в ОНФ стала одним из этапов выполнения поручения Президента.

"Систематизация проведенных за госсчет захоронений и неопознанных трупов поможет полиции и гражданам, - отметил в своем выступлении на круглом столе Сергеев. - Все эти три категории: неопознанные пациенты в больницах, неопознанные трупы и соответствующие захоронения, - должны находиться в единой федеральной базе. Количество "подвисших" случаев тогда будет минимальным. Но только если медучреждения обязаны будут заполнять эту базу, она станет рабочей. Что касается того, кто будет допущен к этой информации, то общественники считают, что самые замотивированные люди - родственники пропавших. И именно им нужно дать возможность просматривать данные. Здесь в диалоге надо решить, как это сделать, но база эта, в первую очередь, для людей, чтобы возвращать их домой".

Представители поисково-спасательных отрядов из регионов привели примеры неоправданной траты ресурсов на поиски людей, которые в момент поиска уже находились в больницах.

"Это очень распространенная ситуация, когда человек с деменцией, попав в больницу представляется другой фамилией, из-за чего его местонахождение установить невозможно. Было даже, что человек доставлялся в больницу, регистрировался под своей фамилией, выйдя из больницы, на остановке падал, разбивал голову, скорая доставляет его в ту же больницу, но фельдшер услышал фамилию как-то по-другому, и человек лечится под другой фамилией. Да и в целом получить информацию из медучреждений практически невозможно", - сообщил руководитель поисково-спасательного отряда "Маяк" из Новосибирска Павел Злобин.

В Нижегородской области координацию добровольцев, полиции и медиков сейчас осуществляют в ручном режиме. Руководитель поисково-спасательного отряда "Волонтер-НН" Сергей Шухрин рассказал, что описания объявленных в срочный розыск людей он передает министру здравоохранения, а тот пересылает информацию в чат главных врачей медучреждений региона.

Руководитель административной группы проекта ОНФ "Поиск" Олег Леонов перечислил параметры, которые, по опыту добровольцев-спасателей, необходимы, чтобы база неизвестных пациентов была полезной. Он указал на обязательность заполнения базы персоналом медучреждений и моргов, оперативность заполнения, обеспечение доступа к информации определенного круга лиц из всех заинтересованных структур, адаптированность базы к разным IT-платформам. "Определенные поля должны быть открыты для всех. Пол, хотя бы оценочный возраст, во что был одет поступивший пациент, - это снимет большую нагрузку с десятков и сотен, привлекаемых к поиску волонтеров. Во всем этом готовы помогать и участвовать, используйте наш опыт, наш потенциал", - обратился к представителям МВД Леонов.

22 декабря 2020 г. вступили в силу изменения в закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", позволяющие медицинским организациям передавать в полицию сведения о пациентах, которые по состоянию здоровья не могут сообщить данные о своей личности, а также о смерти пациентов, личность которых не установлена.

Представители МВД подчеркнули важность сотрудничества с волонтерами в поиске пропавших людей и учета предложений волонтеров, и сообщили, что идет работа над созданием базы, реализованы пилотные проекты и готовится к опытной эксплуатации базы на всей территории РФ.

В заключении заместитель руководителя Исполкома ОНФ Арсений Беленький отметил: "База неизвестных пациентов значительно повысит результативность поиска пропавших людей. ОНФ должен доложить Президенту о том, как реализуются его поручения. Наша задача наладить взаимодействие добровольцев, МВД и Минздрава в деле создания этой базы, сделать так, чтоб все конструктивные предложения были услышаны".