Сообщение руководителя исполкома ОНФ М.Кузнецова о выявленных проблемах в организации борьбы с коронавирусом

21 ноября 2020

М.Кузнецов: Уважаемый Владимир Владимирович! По Вашему поручению мы действительно проводим мониторинг проблем и обращений людей, с которыми они сталкиваются в период пандемии, совместно с Минздравом и регионами ищем решения.

Ситуация очень сильно отличается не только по регионам, но и с точностью до медучреждений. Штабы "Мы вместе" развёрнуты во всех регионах, и у них сейчас первоочередная задача - это помощь врачам и заболевшим COVID.

Первая и самая резонансная проблема, Владимир Владимирович, с которой сталкиваются люди, - это дефицит лекарств в аптеках. Что мы сделали? Мы взяли методические рекомендации Минздрава, где перечислены препараты, и провели опрос. Пока 3,5 тысячи аптек мы прошли во всех регионах, но к концу недели выйдем за 10 тысяч аптек, то есть массив будет уже достаточно большим и убедительным.

По противовирусным препаратам, что показывает опрос? В 30 процентах аптек отсутствуют вообще все противовирусные препараты, которые рекомендованы Минздравом, с составляющими. Но при этом самый востребованный препарат - это "Фавипиравир", он отсутствует в 85 процентах аптек полностью. То есть это то, что люди ищут и что их очень беспокоит.

По антикоагулянтам, препаратам. В 45 процентах аптек отсутствуют все рекомендованные антикоагулянты. А самым дефицитным препаратом является "Ривароксабан", его нет в 63 процентах аптек, то есть тоже его найти крайне сложно.

И наконец, по антибиотикам, третья группа, которую мы смотрим. Становится лучше, только в 9 процентах аптек нет вообще антибиотиков, рекомендованных Минздравом. Но при этом самый востребованный антибиотик - "Левофлоксацин" со всеми его производными - отсутствует в 73 процентах аптек.

То есть по востребованным препаратам ситуация достаточно сложная, их не хватает. Люди нам об этом говорят.

Здесь выходом из сложившейся ситуации является Ваше решение, Владимир Владимирович, о доставке бесплатных лекарств, которое Вы приняли. Хотелось бы отметить первые регионы, которые начали доставку ещё на прошлой неделе, - это Москва, Новосибирская область, Тульская область, Оренбургская, Ивановская, Калининградская, Липецкая и Курганская области, регионы, которые стартовали в самом начале.

На этой неделе добавляются регионы, но на вчерашний вечер доставка ещё не была запущена в 42 регионах. Очень хотелось бы, чтобы на этой неделе все регионы запустились, потому что люди очень этого ждут. Видимо, есть проблемы с контрактацией, о чём Татьяна Алексеевна говорила, не везде закуплены лекарства. Здесь очень высокие ожидания у людей.

На примере Курганской области, в которой доставляются с прошлого понедельника, с 9-го числа. Две трети лекарств людям доставили врачи при приёме и треть - волонтёры. Они разделили, волонтёры доставляли лекарства бесконтактно. Это работает. В итоге получилось, что 100-процентное покрытие, день в день поставлен диагноз, есть комплект бесплатных лекарств. Всего 350 человек они отработали. Очень важно, чтобы этот принцип "день в день" или на следующий день после постановки диагноза работал везде, по всей стране.

Также, Владимир Владимирович, хотел обратить внимание на то, что люди, которые уже заболели ранее, до того как было принято решение, им всё равно ещё дополнительно нужны лекарства, чтобы они не остались в стороне и получили эти лекарства, а не только те, кто вновь заболевшие.

Большую часть лекарств доставляют или выдают в поликлиниках сами врачи, но при этом есть 6 тысяч волонтёров по стране, которые работают с доставкой нековидных лекарств. Они уже подставляют плечо и могут подставить плечо системе здравоохранения. Они готовы включаться в систему доставки и там, где не будет хватать ресурсов в здраве. Это по лекарствам.

Вторая проблема, с которой сталкиваются люди, - это сложность с вызовом врача на дом, - тяжело дозвониться в поликлинику, далеко не везде врачи приходят в первый день. По результатам нашего опроса, который мы проводили, 49 процентов посетил врач в день вызова, 26 - второй, третий день и 25 процентов - это те, кого посетил либо позже, либо уже сами пошли в поликлинику, когда врач не пришёл. Есть примеры, где люди ещё ждут врача. Это, например, в Хабаровске, городская клиническая поликлиника № 3, - до трёх суток ждут врача, в Еврейской автономной области, Ленинская ЦРБ, - до двух суток. Здесь, конечно, очень важно, чтобы эта ситуация менялась.

По нашим подсчётам, несмотря на растущую нагрузку, врачи успевают обработать до 70 процентов вызовов на дом в день.

Владимир Владимирович, единственный способ это быстро решить - это транспортное обеспечение участковых врачей. Мы совместно с Минздравом ведём эту работу по всей стране. Приведу пример, как это работает.

Поликлиника № 15 Омска. Из 18 врачей работает сейчас 11. В среднем они получают 270 вызовов в день. Успевали без машин обрабатывать 189 - это 70 процентов. После выделения пяти автомобилей количество посещений выросло до 268, то есть практически 100 процентов вызовов они на машинах успевают закрыть.

Штабами совместно с региональными властями организованы работы по поиску транспорта. 3040 автомобилей дали регионы, им большое спасибо, это в основном автопарки губернаторов, администраций городов, и 1250 автоволонтёров работают, возят участковых врачей. Уже шесть регионов воспользовались возможностью заказа такси с использованием федеральных средств. Такую возможность федеральный Минздрав им дал по тем средствам, которые Вы довели. Оцениваем текущую потребность где-то в 2700 машин дополнительно, которые смогут помочь системе поликлинического звена в части выезда на дом.

Также у нас есть предложение, Владимир Владимирович, если это возможно, может быть, закрепить эти машины за врачами, чтобы они не только отвозили к больным, но и довозили на работу и забирали с работы, потому что врачам очень тяжело в этот период и им, конечно, нужны максимальное внимание и помощь.

Хотел бы сказать спасибо партнёрам проекта "Мы вместе" - это "Роснефть", "Газпром нефть", "ЛУКОЙЛ", они дают карты на бензин для автоволонтёров, им это очень помогает.

Третья проблема - это дозвон в скорую помощь и в региональные поликлинические кол-центры. Касательно скорой помощи. Ключевой показатель, на который нужно смотреть, - 18 процентов недозвонов в скорую помощь. Это данные операторов связи по 75 регионам мы сегодня сводили. Очевидно, Владимир Владимирович, что система не рассчитана на такие нагрузки, которые она сейчас выдерживает. Конечно, можно с этим работать. Вы знаете, когда был пик весенней истории, звонил огромный вал людей на линии "Мы вместе" старшего возраста. Мы использовали систему обратного прозвона, когда отзванивают потом тем людям, которые не дозвонились.

Как это решать? Надо снимать нагрузку с системы "03" и также можно усиливать региональные поликлинические центры. В работе региональных поликлинических кол-центров задействовано 6236 волонтёров сейчас в 83 субъектах, и есть ещё ресурс для увеличения.

На примере ЦГКБ № 6 города Екатеринбурга хотел бы этот пример привести. Там создано за последние две недели три новых кол-центра, в которых работает 66 волонтёров в три смены. Общее количество недозвонов по Свердловской области на кол-центры снизилось с 10 тысяч в день до 500, то есть в 20 раз. По сути, в 20 раз легче люди стали прозваниваться. При этом, по данным операторов связи, из 77 регионов количество недозвонов на кол-центры, для скорой этот показатель - 18 процентов, для кол-центров сейчас составляет 30 процентов недозвонов. Это цифра, которую тоже можно и нужно снижать на порядок.

Где есть резервы? Часть регионов используют ресурсы МФЦ для увеличения количества специалистов. Это Ульяновская, Московская, Тульская, Брянская области, Ханты-Мансийский округ.

Что ещё очень активно помогает? Это звонки волонтёров-медиков и волонтёров-психологов с обратным прозвоном с уточнением о состоянии больных. Это 80 регионов уже. А здесь же волонтёры, порядка 100 тысяч, могут предлагать и доставку продуктов, и психологическую помощь, и другие формы помощи. Люди чувствуют заботу о себе, для них это очень важно.

Простой пример, Смоленская область, порядка 100 студентов Смоленского медицинского колледжа обзванивают около 2 тысяч человек в день. Благодаря этому мониторингу врачи подтверждали, что на 12 процентов снизилась госпитализация. Успевают выявить ухудшение состояния раньше, и врачи помогают. Действительно, это очень помогает.

Ещё один хороший пример хотел привести - Ямало-Ненецкий округ. Владимир Владимирович, там врачи, которые болеют в лёгкой форме и сидят дома, 53 человека, дистанционно консультируют больных. То есть они на работу ходить не могут, а консультировать по телефону могут. И это позволило высвободить 20 врачей для работы в стационарах. То есть они сидят дома, болеют, но сняли нагрузку со своих коллег. Мне кажется, это очень достойный пример, который также можно было бы другим коллегам посмотреть и воспользоваться.

Также регионы могут пользоваться технологией распредцентра "Ростелекома" - виртуальные АТС они создают, очень удобная вещь. Волонтёр может сидеть дома и работать в кол-центре. Ему не надо приходить в поликлинику рисковать здоровьем. Это тоже система, которую можно было бы всем использовать. И она бы реально очень всем помогла. Это по кол-центрам.

Четвёртая проблема - по ожиданию пациентов в приёмных покоях стационаров. Мы здесь работаем со специалистами, в том числе Росатома, по оптимизации производства и центра компетенцией Минэко. Попробовали посчитать среднее время госпитализации, оно сейчас составляет 49 минут, то есть приличное. Однако есть выпадающие регионы, где время ожидания составляет и два, и 2,5 часа. Один из способов облегчить ожидание - привлечь волонтёров. Например, Ульяновск, Татарстан привлекли волонтёров. Чем они занимаются? Они остаются на ночные дежурства, помогают в транспортировке, оформляют документацию, маршрутизацию пациентов. Падение времени на госпитализацию - в полтора раза. То есть ребята могут здесь также подставить плечо.

И последнее. Владимир Владимирович, мы хорошо понимаем, насколько тяжело сейчас врачам, и нужно использовать все формы их поддержки. У нас есть отдельные примеры помощи - это и транспорт от дома до работы, про который мы говорили, и организация горячего питания. Это пока только порядка 50 регионов, но хотелось, чтобы это было более масштабно.

Хочется отметить помощь бизнеса. Кто-то отправляет врачам чай, конфеты, фрукты, кто-то бесплатные сертификаты на посещение салонов красоты, а кто-то, как в Вологодской области, создали попечительский совет из 20 крупнейших фирм и закрывают потребности больниц. В Нижегородской области бесплатное посещение врачами спортзалов. Ещё хотел привести пример. Студенты в Дагестане сидят с детьми врачей, пока мамы находятся в "красной зоне". Помощь семьям врачей - это тоже очень важная, мне кажется, и морально значимая история.

Постараемся совместно с регионами организовать эту работу по всей стране. Вся эта помощь даёт очень хороший, ощутимый для врачей эффект, но это локальная инициатива. Нужно, чтобы она носила повсеместный характер, в том числе, возможно, с использованием федеральных средств поддержки.

Владимир Владимирович, в завершение хотелось бы поблагодарить Правительство за живую реакцию на все сигналы, которые мы обнаруживаем, отдельно Минздрав, с которым мы находимся в "горячем" диалоге, спорим, регионы и губернаторов за совместную работу. А самое главное, сказать спасибо каждому волонтёру, который откликнулся на призыв включиться в работу штабов.