Профессиональное самообразование организаторов здравоохранения с использованием массовых открытых онлайн-курсов

27 Июня 2019
АВТОРЫ:

Решетников Андрей Вениаминович

Трегубов Валерий Николаевич

Шамшурина Нина Григорьевна

Марочкина Елена Борисовна

Жилина Татьяна Николаевна

В статье обоснован перечень массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и методика их использования для профессионального самообразования организаторов здравоохранения в системе непрерывного медицинского образования.

В современных условиях приоритетным направлением модернизации здравоохранения является формирование непрерывного медицинского образования, эффективность которого во многом зависит от степени приобщения медицинского персонала, в том числе организаторов здравоохранения, к профессиональному самообразованию [10].

На фоне развития информационнокоммуникационных технологий наблюдается повсеместное участие населения планеты в самостоятельном освоении массовых открытых онлайн-курсов (MOOК), которые начали формироваться ведущими образовательными организациями (ОО) после успешного проекта с открытыми образовательными ресурсами (ООР), реализованного Массачусетским технологическим институтом в 1999 г. Термин МООК впервые ввел в 2008 г. Дэвид Кормьер, специалист по веб-коммуникациям и ин- новационным технологиям университета Острова Принца Эдуарда (UPEI) в Шарлоттауне (Канада), который данную дефиницию определил как "открытое, коллективное, распределенное, непрерывное сетевое обучение" [1, 6, 11].

Главной идеей МООК является распространение образования в массы, что дает возможность каждому, имеющему доступ к сети Интернет, изучить курсы уровня университета или колледжей мира, находясь при этом в любой точке мира. Учитывая, что на МООК записываются одновременно десятки и сотни тысяч обучаемых, а общее их число на успешных образовательных платформах достигает несколько миллионов человек, ряд специалистов это явление сравнивают с появлением книгопечатания, так как образование становится все более доступным [3]. Подтверждает данное сравнение является факт включения технологий МООК в число 30 наиболее перспективных тенденций по перечню ЮНЕСКО в развитии образования до 2028 г. [5].

Цель исследования

Цель исследования - научно-методическое обоснование возможности использования МООК для профессионального самообразования организаторов здравоохранения в системе непрерывного медицинского образования.

База исследования: кафедра социологии медицины, медицинского страхования и экономики здравоохранения Институт профессионального образования ГБОУ ВПО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России (Первый МГМУ им. И.М. Сеченова).

Методы исследования: аналитический, логический, монографический, статистический, экспертный; метод анкетного опроса.

Результаты и обсуждение

Исследование показало, что в отличие от традиционных образовательных технологий для МООК характерны следующие признаки, которые обеспечивают их столь быстрое распространение по всему миру:

  • бесплатность;
  • простота регистрации и использования независимо от социального статуса обучаемого;
  • массовость;
  • доступность из любой точки мира, где есть доступ к сети Интернет;
  • привлечение для разработки курсов лучших специалистов из ведущих ОО;
  • изменение роли преподавателя, который становится тьютором;
  • возможность получения документа об окончании курса;
  • приоритетное использование инновационных образовательных технологий;
  • одновременная разработка учебных курсов на различных языках;
  • развитие мотивации для самостоятельного обучения и др. [5, 11].

Наибольшей популярностью среди зарубежных платформ МООК сегодня пользуются Coursera, Udacity и EdX, которые нередко называют большой тройкой МООК-провайдеров. Часть предлагаемых ими курсов переведена на различные, в том числе и на русский, языки [1, 2, 4, 6]. Участие российских ОО в наполнении данных платформ контентом пока ограничивается опытом ВШЭ, МФТИ, СПбГУ по созданию МООК на русском и английском языках в рамках партнерства с Coursera [11].

Параллельно зарубежным аналогам, число которых постоянно увеличивается, в сети Интернет размещены в свободном доступе и начинают широко использоваться в образовательном процессе рус- скоязычные образовательные платформы МООК: Intuit, Diductio.ru, Uniweb, Eduson, Hexlet, Lektorium.tv, Univer.tv, Universarium, Businesslearning, Zillion, Interneturok, Get2Know, Аргус-М, Учи новое, Нетология и др. Для определения возможности их использования в системе непрерывного медицинского образования организаторов здравоохранения нами был проведен анализ предлагаемого ими контента по следующим критериям: наличие на данных платформах курсов по управлению, бесплатность обучения, простота и наглядность использования, возможность подтверждения факта обучения.

Указанным критериям, по мнению 7 экспертов из числа профессорскопреподавательского состава Института профессионального образования Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, наиболее полно соответствуют следующие платформы МООК: Бизнесобразование (http://www.businesslearning.ru), ИНТУИТ (http://www.intuit.ru), Эдисон (https://www.eduson.tv), Универсариум (http://universarium.org), Зиллион (http://zillion.net/ru)>.

Электронные адреса указанных образовательных интернет-ресурсов были рекомендованы нами для самостоятельного освоения организаторам здравоохранения из числа слушателей, обучающихся на кафедре социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Института профессионального образования Первого МГМУ им. И.М. Сеченова по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации "Организация здравоохранение и общественное здоровье" по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".

В исследовании приняли участие 53 человека (29 женщин и 24 мужчины): 48 руководителей медицинских организаций и 5 специалистов, включенных в кадровый резерв организаторов здравоохранения. Средний возраст участников составил 45,8 года.

Для оценки участия данных специалистов в профессиональном самообразовании с использованием интернет-ресурсов нами была разработана специальная анкета [7], анализ которой показал, что все респонденты имеют доступ на работе и дома к сети Интернет, регулярно и уверенно пользуются им в процессе профессиональной деятельности. Среди интернет-ресурсов, которые организаторы здравоохранения систематически просматривают и изучают, были названы: медицинские порталы - 32 (60,4%) слушателя; медицинские форумы - 29 (54,7%); медицинские библиотеки - 15 (28,3%); официальные сайты медицинских организаций - 9 (16,9%). Однако до прибытия на учебу никто из респондентов не проходил самостоятельно обучение на МООК, что во многом обусловлено отсутствием для этого условий на работе [42 (79,2%) слушателя] и недостаточным объемом информации о методике их использования [47 (88,6%) слушателей].

Установлено, что к сферам деятельности организаторов здравоохранения, которые в меньшей степени ими были освоены до начала обучения по программам дополнительного профессионального образования, относятся: менеджмент - 53 (100%) слушателя; маркетинг - 47 (88,6%); управление персоналом - 44 (83%); разработка презентаций и публичные выступления - 37 (69,8%); конкурентоспособность - 35 (66%); лидерство - 27 (50,9%); охрана труда - 20 (37,7%). Наличие этих материалов в достаточном объеме на отечественных платформах МООК подтвердило нашу гипотезу о необходимости самостоятельного освоения организаторами здравоохране- ния данной инновационной образовательной технологии, которая позиционировалась на период их очного обучения как дополнительный материал к рекомендованной литературе.

Важным этапом в организации обучения слушателей с использованием МООК явилась разработка системы контроля полученных знаний, которая включала написание обучающимися эссе по тематике пройденного МООК, выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач, интерактивное обсуждение освоенного материала в группе [9].

Через 1 мес обучения был проведен повторный анкетный опрос слушателей по специально составленным вопросам [7, 8], который показал, что в 100% случаев основными материалами, используемыми для подготовки к занятиям, являются лекции преподавателей кафедры. 35 (66%) обучающихся использовали рекомендованную литературу на бумажном носителе, 37 (69,8%) - электронные учебнометодические материалы на едином образовательном портале Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. МООК успешно изучили 13 (24,5%) человек.

Столь низкая на первый взгляд доля обучающихся, которые сразу начали использовать для профессионального самообразования МООК, по мнению экспертов, вполне предсказуема и обусловлена следующими объективными факторами: ряд актуальных для организаторов здравоохранения курсов используется на платформах в коммерческих интересах и становится доступным только после оплаты; значительное количество платформ затрудняет их выбор и использование; не все работодатели приветствуют освоение МООК в рабочее время; не весь медицинский персонал владеет компьютерными технологиями и не везде есть выход в сеть

Интернет; выдаваемый после прохождения МООК документ сегодня учитывается не во всех медицинских организациях; разработанные курсы не всегда учитывают специфику медицинской специальности; большинство МООК не подвергается своевременному обновлению и др.

Однако если учесть, что по всему миру доля успешно завершивших МООК составляет 5-10% от общего числа зарегистрированных лиц [2, 4, 11], становится очевиден положительный результат от внедрения данной технологии в учебновоспитательный процесс Института профессионального образования Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Для повышения эффективности профессионального самообразования при освоении МООК, организаторам здравоохранения было предложено параллельно изучать ООР и др. интернет-ресурсы, размещенные на сайтах официальных и общественных медицинских структур, в электронных медицинских библиотеках, участвовать в работе медицинских профессиональных форумов [10].

Несмотря на противоречия, возникающие при внедрении в практику всего нового (не были исключением и МООК), 45 (85%) респондентов из числа организаторов здравоохранения высказали положительный настрой и в дальнейшем использовать в профессиональном самообразовании материалы, размещенные на русскоязычных образовательных платформах, и привлекать к этому своих коллег. При этом все обучающиеся обозначили доминирующую роль преподавателя в формировании профессиональных компетенций и важность живого общения в ходе освоения материала учебной программы.

Практические рекомендации

1. Обучение медицинского персонала работе с МООК, ООР и др. интернетресурсами целесообразно начинать в системе вузовской подготовки студентов и ординаторов с последующим углублением этих знаний, умений и навыков при освоении дополнительных профессиональных программ.

2. В медицинских ОО необходимо повсеместно внедрять опыт по использованию организаторами здравоохранения МООК, так как это обеспечивает индивидуальный подход в обучении, повышает качество образовательного процесса, формирует опыт самообразования и в системе непрерывного медицинского образования способствует комплектованию портфолио в межаккредитационный период.

3. Руководству медицинских организаций целесообразно создавать необходимые условия для профессионального самообразования медицинского персонала на рабочем месте, прежде всего за счет развития информационно-коммуникационных технологий;

4. Профессорско-преподавательскому составу медицинских ОО следует в перспективе принять участие в создании и размещении на Российской национальной платформе открытого образования (http://минобрнауки.рф/новости/5369) МООК, посвященных здоровому образу жизни, школам здоровья, оказанию первой помощи, менеджменту здравоохранения, а также популяризации профессии медицинского работника, имеющей большое профориентирующее и воспитательное значение.

5. Уместно на учебно-методических советах медицинских ОО обсудить вопрос о возможности использования МООК в качестве альтернативы написания организаторами здравоохранения курсовых работ в период их очного обучения в системе дополнительного профессионального образования.


Литература

1. Андреев А.А. Открытые образовательные ресурсы МООС // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2014. Т. 1, № 1 (1). С. 188-193.

2. Богданова Д.А. Массовые открытые онлайновые курсы - мировая экспансия // Образовател. технологии. 2014. № 1. С. 10-18.

3. Кольбе А.С. Подход к созданию академических массовых открытых онлайн-курсов // Новые информац. технологии в автоматизированных системах. 2014. № 17. С. 40-49.

4. Макаров В.С. Массовые открытые онлайн-курсы: оценки эффективности и рекомендации экспертов // Образовател. технологии. 2014. № 2. С. 38-46.

5. Михеева О.П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе дополнительного профессионального образования // Электрон. обучение в непрерывном образовании. 2015. Т. 1, № 1(2). С. 579-587.

6. Ревич И.Б. Совершенствование общекультурной компетентности студентов вузов с помощью массовых открытых онлайн курсов // Тр. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2014. Т. 202. С. 143-148.

7. Решетников А.В. Технология социологического исследования как методическая основа медико-социологического мониторинга (часть IV) // Социология медицины. 2011. № 2. С. 3-10.

8. Сокол А.Ф., Шурупова Р.В. Количественная оценка взаимосвязи факторов, влияющих на результаты социологического анкетирования // Сеченов. вестн. 2013. № 4 (14). С. 91-94.

9. Татарников М.А., Марочкина Е.Б. Дистанционные технологии в программах дополнительного профессионального образования по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" // Сборник тезисов III общерос. конф. "Медицинское образование 2012". 4-6 апр. 2012 г. М. : ПМГМУ, 2012. С. 278-279.

10. Трегубов В.Н., Сизова Ж.М. Формирование индивидуальной траектории самообразования врача-специалиста в системе непрерывного медицинского образования // Мед. образование и профессиональное развитие. 2014. № 4. С. 91-99.

11. Чамчиян А.О. К вопросу о возможности сочетания МООК и традиционных форм обучения // Электрон. обучение в непрерывном образовании. 2014. Т. 1, № 1 (1). С. 339-347.