"Людей не переделаешь": почему задерживаются "скорые". Российские фельдшеры пожаловались на необоснованные вызовы от пациентов

04 декабря 2020

В условиях пандемии сотрудникам скорой помощи приходится работать с серьезными перегрузками, показал опрос медиков из 83 регионов России. Ситуацию усугубляют необоснованные вызовы - из-за них фельдшеры не успевают вовремя приехать к пациентам, находящимся в действительно критическом состоянии. Врачи рассказали "Газете.Ru", из-за чего еще возникают задержки "скорых", а в Госдуме сообщили, как власти пытаются решить эту проблему.

Во время пандемии россияне все чаще вызывают скорую помощь необоснованно, что приводит к массовым задержкам прибытия фельдшеров к пациентам, нуждающимся в экстренной помощи. Об этом "Газете.Ru" сообщили в сервисе "Справочник врача", которым для работы пользуются около 500 тыс. российских медиков.

Представители сервиса провели опрос, в котором приняли участие 2 150 врачей, медицинских руководителей и работников скорой помощи из 83 субъектов РФ - 20% врачей-специалистов и 80% среднего медперсонала.

95,6% сотрудников скорой помощи отметили, что в период пандемии им приходится работать с существенной перегрузкой. При этом 32% респондентов указали, что время прибытия скорой составляет 1-3 часа. Еще 24% заявили о лаге от трех до шести часов, а 13% - от шести до 14 часов. По данным 6,5% опрошенных, случаются задержки даже больше суток.

6,2% медработников сообщили, что из-за участившихся опозданий они не успевали оказывать пациентам помощь.

"В Перми в среднем опаздываем на час-полтора. Хотя сейчас уже полегче стало трудиться, не такие страшные опоздания, как были еще месяц назад. Но вот пример: прямо сегодня нам достался один пациент - вызов был принят примерно в 17:30, а передан нам только в 23:00. Просто было известно, что у него уже подтвержденный диагноз и ничего серьезного", - рассказал "Газете.Ru" фельдшер из Перми Артем Борискин.

80,7% медиков уверены: задержки происходят из-за того, что россияне часто вызывают скорую помощь не в тех случаях, когда она действительно необходима.

"Задержки, необоснованные вызовы были всегда. Но в пандемию проблема, конечно, обострилась", - подтвердила администратор крупнейшего в России интернет-сообщества медиков "Врачи РФ" Елена Лютова.

Опрос Росстата, проведенный еще в 2018 году в 60 тыс. домохозяйсвах, показал, что каждый десятый взрослый россиянин ждал скорую больше 40 минут.

"Раньше фельдшеры тоже жаловались, что скорую в 70% случаев вызывают просто одинокие пожилые люди, у которых что-то где-то кольнуло. У стариков сильная тревога, много мыслей про смерть в одиночестве, - пояснила Лютова. -

Многие люди сейчас не информированы. В регионах, особенно у стариков, нет культуры пользования интернетом, в панике они начинают звонить в скорую. И вряд ли мы сможем восполнить этот пробел быстро. Необходима долгая просветительская работа".

С тем, что информирование лучше всего поможет справиться с данной проблемой, согласился зампред комитета по охране здоровья Госдумы Николай Говорин. "Информационная политика должна проводиться, потому что действительно из-за повышенной тревоги населения на скорую ложится слишком большая ноша", - отметил он в беседе с "Газетой.Ru".

71,6% опрошенных медработников "Справочником врачей" также считают, что необходимо вести просветительскую работу с населением и объяснять, когда точно необходимо вызывать скорую.

В Госдуме между тем признают, что система здравоохранения не была готова к пандемийным нагрузкам. "Я вам скажу откровенно: никто даже предположить не мог, что нам придется столкнуться с подобным. Поэтому все не могло быть идеальным - и на солнце бывают пятна. Но мы должны понимать, что это необычная ситуация, и мы и так делаем все возможное, мобилизуем все ресурсы, и все-таки большинство россиян получают своевременную медпомощь", - подчеркнул Говорин.

В свою очередь представитель профорганизации "Альянс врачей" Валентина Белецких уверена: нельзя объяснять людям, что вызывать скорую помощь нужно лишь в экстренных случаях - вместо этого необходимо "перестраивать с самого основания" всю систему здравоохранения.

"Людей не переделаешь. И люди не виноваты в том, что они не могут получить законную медпомощь.

Знаете, даже когда ЧП случается в семьях медиков, они вызывают скорую, хотя могли бы оказать помощь и сами. Но они теряются, когда речь идет о близких.

А что уж говорить про людей других профессий", - заметила медик в беседе с "Газетой.Ru".

Проблема кроется в неотрегулированной работе поликлиник, считает Белецких. "Если участковая служба плохо работает и доктора не дождаться, то, конечно, люди будут вызывать скорую помощь. Кадров не хватает, медработники элементарно не успевают на вызовы", - уточнила она.

По ее словам, молодые медики недолго задерживаются в скорой помощи. "Не все могут выдерживать такие нагрузки за мизерную зарплату. Медиков не ценят. И удерживать их никто не собирается. С чем-то не согласен - найдем кого-то на твое место, а пока твою нагрузку на других повесим. Вот и все", - указала собеседница "Газеты.Ru".

О нехватке кадров как о причине задержки скорой "Справочнику врача" также заявили 65,8% опрошенных медиков. Депутат Говорин сообщил, что дефицит врачей пытаются решить с помощью перепрофилирования кадров.

"Мы стараемся и распределять кадры, и выделять дополнительные машины для обеспечения вызовов. Постоянно мониторим региональные отделения, проводим совещания, и у меня, на самом деле, нет таких данных, что люди критически часто не могут дождаться скорых", - рассказал депутат.

В то же время фельдшер Артем Борискин считает, что скорая сама может регулировать количество вызовов, но не делает этого, потому что не хочет терять прибыль.

"Диспетчер ведь тоже с медобразованием и понимает, какой запрос обоснован, а какой нет. Но каждый вызов - это деньги. Если бы они еще до сотрудников доходили-", - заметил собеседник "Газеты.Ru".

Согласно опросу "Справочника врачей", 65% респондентов считают уместным ужесточить законодательную ответственность для пациентов за ложный вызов, 67,8% (медработникам предлагалось выбрать несколько вариантов ответа) уверены, что проблему можно решить увеличением зарплаты, а 31,7% видят решение в установлении телемедицинского наблюдения, что позволит снизить нагрузку на скорые.

"Газета.Ru" направила запрос в Минздрав РФ с просьбой рассказать, как планируется решить проблему с необоснованными вызовами и нагрузкой на скорую помощь.