"Нас нельзя продавать!" На Урале скорую помощь хотят передать коммерсантам

11 декабря 2020

В Свердловской области разгорелся конфликт, связанный со службой скорой медицинской помощи. Попытка отдать услугу доставки медиков к пациентам в частные руки (Прим. ред. - аутсорсинг) закончилась забастовкой водителей и составлением петиции со стороны общественников.

"Мы не рабы, чтобы нас продавать!"

Всё началось с того, что власти решили передать скорую помощь Нижнего Тагила в частные руки, а конкретно - перевозку медиков. Причины реорганизации, казалось бы, вполне благие: экономия бюджетных средств и замена устаревшего автопарка. В частности, мэр города Владислав Пинаев объяснил: "Машины нужно менять, и это является одним из условий конкурса - подрядчику предстоит вложиться в приобретение новой техники".

По условиям контракта компания-победитель обязана предоставить медпомощи (СМП - Прим.ред.) Нижнего Тагила 33 автомобиля с водителями и более 766 тысяч машино-часов.

Однако данная инициатива не встретила понимания как со стороны многих водителей и медиков, так и со стороны общественности.

Местный автопарк не так уж и изношен?

Персонал станции СМП Нижнего Тагила записал видеообращение к горожанам, в котором попросил их не допустить перевода автопарка службы СМП на аутсорсинг. Водители уверены, что реорганизация приведёт к потерям в зарплате, а некоторые выразили опасение вообще потерять работу.

К слову, ранее 150 человек, в том числе диспетчеры и механики, получили уведомления об увольнении, которое явилось следствием сокращения рабочих мест. Правда, в уведомлениях оговаривалось, что это лишь временные неудобства, и в течение последующих двух месяцев всех примут в новую структуру, а разницы в зарплате никто не заметит. Но в это обещание поверили не все.

Горожане в социальных сетях также начали сетовать, что нововведения приведут к снижению уровня оказания медицинской помощи. В результате была составлена коллективная петиция, авторы которой заявили: "Мы не рабы, и нас нельзя продавать! Нет аутсорсингу!".

Водители вдобавок также сняли видеоролик, где продемонстрировали, что машины скорой в Нижнем Тагиле не так уж и изношены, более того, они на 80% находятся в идеальном состоянии. "Местный автопарк относительно свежий и хорошо укомплектован, а значит, не нуждается в замене", - заявил водитель Михаил Смольников.

Чем чреват переход на аутсорсинг?

На прошлой неделе в Нижнем Тагиле состоялся круглый стол по вопросу внедрения аутсорсинга, организованный профсоюзом медработников "Действие". Помимо экспертов и водителей на встречу были приглашены несколько региональных министров, но они не явились, сославшись на занятость.

На мероприятии были озвучены достаточно интересные факты. В частности, специалист по государственно-частному партнёрству в здравоохранении Татьяна Валуева отметила, что в Самарской области стоимость одного машино-часа в 2020 году стоит 577 рублей, а в Нижнем Тагиле - 792. "За счёт чего сформировалась разница в полтора раза - непонятно", - выразила недоумение эксперт.

Её также смутило, что услуга перевозки врачей относится к категории транспортных, а госконтракт проводится как приобретение услуги медицинской.

Дело в том, что транспортные услуги подлежат налогообложению, а медицинские от них освобождены.

По её подсчётам, на сумму налогов, положенную к уплате, можно было бы приобрести 45 авто класса В, причём с комплектом медицинского оборудования!

Представители профсоюза определили и возможные риски перехода на аутсорсинг. Среди них недостаточное обеспечение бригад ГСМ и санкции в отношении водителей за повреждения автомобилей. Кроме того, водители, выведенные из состава медицинской организации в транспортную компанию, освобождаются от запрета на забастовку.

Досрочное исполнение контракта может также повлечь невозможность оказания помощи (включая эвакуацию) либо увеличить стоимость услуг.

Между тем ситуацию в Нижнем Тагиле взяли на контроль представители Свердловского Заксобрания, пообещав следить за соблюдением трудовых прав уральцев. "Все стороны заинтересованы, чтобы переход на аутсорсинг для водителей скорой помощи прошёл безболезненно, - заявил председатель комитета по соцполитике Вячеслав Погудин. - Каким будет экономический эффект, должны оценить специалисты. Скорую помощь необходимо выводить на новый уровень работы, но при этом никто не оставит водителей одних в этой ситуации. И Минздрав, и депутаты, и городская администрация будут следить за воплощением проекта".

На днях член Общественной палаты Екатеринбурга Екатерина Петрова направила в УФАС и областную прокуратуру жалобы по трём конкурсам на аутсорсинг скорых для Нижнего Тагила, Первоуральска и Каменска-Уральского. По её мнению, в заявках имеется ряд нарушений, а стоимость машино-часа завышена в сравнении с аналогичными контрактами в других регионах. Кроме того, во всех трёх городах на станциях есть свои машины СМП, ещё не изжившие свой срок. Также, по информации общественницы, во всех трёх конкурсах была подана только одна заявка от одного и того же предприятия.

"Лично я противник передачи скорой помощи в частные руки, даже если речь идёт только о доставке врачей, - заявил президент Союза малого и среднего бизнеса региона Анатолий Филиппенков. - Речь идёт о жизни и здоровье уральцев, и мы должны быть уверены не только в компетенциях медиков, но и в профессионализме водителей. Вы можете себе представить частную полицию или частный следственный комитет? Станции скорой помощи - это из той же оперы".

Кстати

Аналогичный конфликт имел место в Екатеринбурге в начале этого года. При переводе на аутсорсинг часть водителей заявили, что не согласны с новыми условиями работы, и пригрозили забастовкой. Однако областные и городские власти смогли вовремя разрулить ситуацию.