Генетические технологии буксуют из-за бюрократии. Государство задумалось о хранении образцов тканей человека и картофеля

22 ноября 2021

Президент Владимир Путин пообещал в скором времени подписать указ о специальных правилах обращения с особо ценными для продовольственной безопасности страны генетическими материалами растений. Также он заявил о необходимости регламентировать вопросы, связанные с защитой генетических данных граждан. Эксперты "НГ" отмечают, что России нужна отмена жестких ограничений в развитии генно-модифицированных организмов (ГМО), если страна не хочет отстать от остального мира, где эти технологии развиваются семимильными шагами.

"И Николай Иванович Вавилов, и другие наши выдающиеся ученые и селекционеры посвятили всю свою жизнь сбережению исконных российских сортов, прежде всего культур стратегических, ключевых для нашей продовольственной безопасности. Речь, конечно, о пшенице и других зерновых", - сказал Владимир Путин на совещании по развитию генетических технологий в среду. Он отметил также, что в первую очередь нужны законодательные механизмы, которые обеспечат права граждан, регламентируют вопросы получения, использования, защиты генетических данных человека и его семьи, в том числе будущих поколений.

Глава государства напомнил, что работа по созданию единой унифицированной системы хранения материалов и образцов уже началась в рамках реализации закона о биобезопасности. "С учетом полученного опыта необходимо создать современное правовое поле для всех типов биологических коллекций", - отметил президент.

Вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что к 2024 году в стране будет создано три биоресурсных центра, которые займутся каталогизацией и сохранением в живом виде, пополнением, изучением и использованием ценных образцов генетических ресурсов растений. По ее словам, программу по генетическим исследованиям, принятую в 2019-м и рассчитанную изначально до 2027 года, продлят до 2030-го. Ее общий бюджет изначально составлял 127 млрд руб., из которых 111,5 млрд - это федеральный бюджет, пояснила вице-премьер. По ее словам, в реализации программы уже сейчас участвуют более 100 научных организаций и вузов. В сентябре Минобрнауки объявило, что гранты на развитие генетических технологий получили 34 российских вуза и НИИ.

Обсуждались в среду и вопросы медицины. Министр здравоохранения Михаил Мурашко похвалился созданием "Спутника V" и заявил, что еще две вакцины от ковида проходят доклинические исследования в РФ. Излишняя бюрократия является помехой в выводе новых лекарственных препаратов на рынок, заявил Путин, комментируя доклад о разработке нового препарата от онкозаболеваний.

Бюрократия и излишняя политизированность мешают активнее внедрять в российском агропроме технологии генного редактирования. В программе развития генетических технологий особое внимание было уделено технологии редактирования генома. Планировалось, что до 2027 года будет создано 30 видов генетически отредактированных животных и растений, при этом речь шла о пшенице, картофеле, сахарной свекле, ячмене. С 2019 года действуют три исследовательских центра, которые уже закончили расшифровку нескольких геномов. Курчатовский геномный центр разработал пшеницу с укороченным сроком колошения и картофель, который не накапливает сахара на холоде. По словам Татьяны Голиковой, эти технологии уже внедряются агрохолдингами и фермерскими хозяйствами.

При этом в России с 2016 года действует закон, который запрещает выращивание и разведение генно-модифицированных организмов (ГМО) в России (заниматься ими можно только в научных целях). В середине ноября Россельхознадзор изъял со склада в Екатеринбурге семена итальянской пшеницы с ГМО. А Минсельхозу приходится выпускать специальные разрешения на импорт сои с ГМО, чтобы животные не остались без кормов. Очередное такое разрешение было выпущено в октябре. Считается, что запрет на ввоз ГМО способствует развитию российской генной инженерии. По крайней мере так комментировалось в январе прошлого года принятие новой доктрины продовольственной безопасности страны, которая предусматривает такой запрет.

Использовать продукты с ГМО пока рано, последствия непонятны, рассказывал президент Путин школьникам 1 сентября во время Дня знаний. Вопрос с использованием генно-модифицированных продуктов очень сложный, каковы отдаленные последствия для человека от использования этих продуктов, пока непонятно, считает президент.

"В этой связи у нас принято решение ограничивать поступление подобной продукции на наш продовольственный рынок, но изучать эти вопросы, без всяких сомнений, и для того, чтобы применять эти исследования в медицине, в сельском хозяйстве, безусловно, можно, нужно, это не запрещено. Наоборот, мы будем всячески поддерживать", - добавил президент.

Первые ГМ-растения для коммерческого использования были выведены в США еще в 1980-х годах. С тех пор были проведены тысячи исследований, которые не выявили каких-либо рисков для здоровья потребителей. Важная новость пришла в середине ноября из Китая. Там ожидается значительное упрощение правила допуска ГМО-культур: местное Министерство сельского хозяйства опубликовало проект поправок в правила утверждения ГМО, которые значительно либерализуются. Среди предлагаемых изменений - упрощение одобрения нового ГМО-признака уже утвержденного гибрида. Для этого понадобится всего лишь год испытаний, а не полный цикл, как для нового сорта.

"ГМО-пшеница разработана в КНР еще 10 лет назад, - сказал "НГ" вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. - Разрешение на широкое ее применение будет приводить к снижению импорта, Китай сможет предлагать свои сорта и технологии другим странам. Хлопок, кукуруза в КНР давно генно-модифицированные. Китай импортирует около 100 млн т сои ежегодно, и 90% этого объема - ГМО. То есть для производства кормов для животных в основном используется ГМО-соя, оставшийся объем - это для прямого потребления людьми. Кстати, из РФ китайцы импортируют именно генно-немодифицированную сою".

"Несколько лет назад закончились широкомасштабные международные испытания, которые не выявили вреда от ГМО продуктов, - отмечает директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Наталья Шагайда. - Конечно, можно говорить, что исследование было проплачено. Но могут быть проплачены выступления и против, так как производители средств защиты рискуют потерять бизнес, ведь гмо-растения могут быть устойчивы к болезням и вредителям. И тут уже трудно спорить, что большое количество пестицидов и гербицидов вредны для человека".

Нужно смотреть на страны, в которых гмо продукты широко используются: сколько живут, сколько болеют, как с рождаемостью и т.д., полагает эксперт. "Нет свидетельств, что там, где используются продукты гмо прямо в питании или через несколько ступеней (через поедание мяса животных, выращенных на гмо кукурузе), живут меньше, болеют больше или нет детей. Например, в США. В Японии также разрешены гмо продукты", - говорит эксперт.
"У России должны быть перспективы отмены жестких ограничений, - говорит Шагайда. - Мир идет в гмо технологиях семимильными шагами. Всякие ограничения вредны для науки. Есть риск отставания, потери конкурентоспособности".

Миру в массе нужны дешевые продукты, гмо продукты имеют преимущества в урожайности, в издержках производства, именно поэтому эти продукты дешевле и, тем самым, конкурентнее в целом, поясняет Шагайда. "Если бы расширялся рынок более дорогих продуктов, то ясно, что наши продукты без гмо имели бы преимущества, как и производители. Очевидно, что нужно выделять продукты с гмо и без гмо. Это разные продукты, разные рынки, разные цены. Если бы было доверие к этикетке, то можно было бы говорить, что нужно указывать на этикетке наличие гмо продукта и покупатель сам выбирал бы, что покупать. Но если производитель без гмо на одном рынке с гмо продуктами, то выиграть конкуренцию труднее, если вообще возможно", - говорит эксперт.