Врачебные ошибки

13 Ноября 2018

Врачебные ошибки расцениваются как отсутствие надлежащего качества медицинской помощи, которого мы ожидаем. Оказание медицинской помощи – крайне сложный процесс, но если его скомпоновать в большие группы, все можно свести к 5 главным факторам:

  • Первое – это знание, навык, умение, т.е. так называемая компетенция врача или медицинского работника;
  • Во-вторых - условия, в которых работает врач или медицинский работник, т.е. условия, в которых оказывается медицинская помощь. Под условиями понимаются медикаменты, оборудование, здания, организационно-управленческие моменты и пр.
  • Третье – это мотивация. Мало обладать навыками и знаниями. Необходимо хотеть применить эти навыки и знания на практике.

И два самых главных фактора, влияющих на качество медицинской помощи – это:

  • Четвертое - комплайенс пациента, т.е. то, как сам пациент относится к своему заболеванию и к лечению, которое ему было назначено, к своему образу жизни, к способам ликвидации возможных осложнений.
  • И пятое - степень отклонения индивидуального течения заболевания от средних показателей.

Если по любому из пяти направлений наблюдаются какие-то дефекты, то возможно оказание медицинской помощи не того качества, которое ожидается.

Но кроме качества, людьми также очень остро воспринимается доступность медицинской помощи, а точнее, недостаток доступности. Т.е. если человек не может добраться до больницы, оснащенной современным оборудованием, или если сталкивается с большими очередями, это также воспринимается как дефект оказания медицинской помощи.

Если говорить про врачебные ошибки, то термин это чисто юридический. Точной формулировки, доступной в одинаковом понимании врачебным, юридическим и потребительским сообществами еще не выработано. Врачебные ошибки являются частными случаями дефектов оказания медицинской помощи. Мы не знаем сегодня, как часто происходят врачебные ошибки. Те случаи, которым придается огласка – скорее всего, лишь вершина айсберга. Так происходит во всем мире: нет такой системы здравоохранения, которая могла бы достоверно определить, сколько врачебных ошибок в каком направлении произошло. Но есть страны, которые уделяют этому пристальное внимание. Самым главным является следующий факт: в странах, где система здравоохранения работает не скрывая результаты дефектов оказания медицинской помощи, достигаются бо’льшие успехи в их предупреждении.

У нас в стране, к сожалению, любой дефект, оформленный документально, обязательно повлечет за собой строгие санкции – наложение штрафов на лечебное учреждение, наказания медицинских работников и пр. и это предполагает соответствующую тактику поведения. И, конечно, такая ситуация не способствует выявлению системных причин, лежащих в основе этих врачебных ошибок.

Обезопасить себя со стороны пациента практически невозможно. Наша действующая система устроена таким образом, что нет доверия к врачу. Пациенты начинают посещать нескольких специалистов и сравнивать мнения, которые иногда пересекаются, а иногда - диаметрально противоположные, начинают советоваться со знакомыми, заниматься самолечением, находя ответы в интернете на форумах.

В любом случае, ошибка предполагает какое-то досудебное или судебное решение. Нужно попытаться войти в контакт с лечащим врачом, с медицинскими работниками, чтобы понять, почему так произошло, что ожидалось и почему лечение пошло не так. Если общего языка с врачом не нашлось, нужно обратиться к заведующему отделением, к главному врачу. Также можно обратиться в страховую компанию, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в Росздравнадзор. 

Медицинские ошибки бывают в самых лучших клиниках мира. Например, легендарная клиника Мэйо (Mayo Clinic) - является эталоном качества оказания медицинской помощи - с определенной периодичностью публикует отчет о врачебных ошибках – и за последние годы (на сотни тысяч оперативных вмешательств) пришлось 2 случая операций не тех конечностей.

Для предупреждения ошибок должны выработаться четкие правила, которые, к сожалению, в нашей стране пока не прижились – чек-листы; маркеры на дверных проемах; метки на конечностях, подвергающихся ампутации; резиновые коврики в туалетах и поддоны под дозаторами с мыльными растворами; раздельное хранение опасных и безопасных препаратов и т.д. - все это способно предостеречь от глупых и обидных ошибок.

Необходимо на уровне общества и государства формировать ту систему здравоохранения, в которой обращение за медицинской помощью будет сопряжено с меньшим риском, чем сейчас. Объективно говоря, мы находимся лишь в самом начале этого пути. Необходимо обеспечить адекватное образование медицинских работников, создать условия, в которых бы захотелось работать, а также постоянно повышать свою квалификацию, обеспечить должную мотивацию, которая будет выражаться не только в деньгах, но и в отношении общества. Нельзя делать врача виновным во всех случаях.

Анализ врачебных ошибок и дефектов оказания медицинской помощи на западе говорит о том, что в 90% случаях причиной являются именно ошибки управления и организации системы, а индивидуальная вина врача – крайне мала. Т.е. вся система должна быть бездефектной, только в этом случае мы сможем получить качество медицинской помощи без осложнений.


Прохоренко Николай Федорович

Первый проректор ВШОУЗ

medsovet@vshouz.ru