Дмитрий Морозов: мы должны гарантировать стабильность лекарственного обеспечения в нашей стране

12 декабря 2019

Председатель комитета ГД по охране здоровья Дмитрий Морозов (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ") в преддверии пленарного заседания во вторник, 10 декабря, рассказал о законопроекте, расширяющем список орфанных заболеваний, финансирование и лечение которых поднимается на федеральный уровень, двумя новыми нозологиями, а также отметил ключевые позиции по установлению переходного периода по введению маркировки лекарств.

"В повестке пленарного заседания - законопроект, внесенный коллективом сенаторов и депутатов, который касается финансирования лекарственного обеспечения новых двух нозологий. Первое - это апластическая анемия неуточненного генеза, второе - это дефицит факторов свертываемости крови второго, седьмого и десятого, так называемые "факторы Стюарта". То, что касается финансового обеспечения, уже заложено в федеральном бюджете, мы уже голосовали за это, - 2 млрд рублей ежегодно на финансирование лекарственного обеспечения этих дополнительных нозологических единиц редких орфанных заболеваний", - отметил депутат.

По его словам, орфанные заболевания представляют собой широчайший спектр, на сегодня зарегистрировано около 200 генетических и негенетических заболеваний. "В целом 3-4% населения, новорожденных страдают той или иной патологией. Мы с 2017 года системно занимаемся изучением этого вопроса, создав специальный экспертный совет по орфанным заболеваниям, где обсуждаем все, начиная от неонатальный диагностики, неонатального скрининга и заканчивая реабилитацией и инвалидностью этих детей и взрослых. Кстати, возвращаясь к двум упомянутым нозологиям, этих людей чуть более полутора тысяч из них 255 - детишки", - сказал парламентарий.

"Мы снимаем эту нагрузку с субъектов Российской Федерации. В последние пять лет нагрузка на субъекты связи с финансированием редких орфанных заболеваний возросла в четыре раза. В прошлом году в августе 2018 года приняли закон о пяти дополнительных нозологических единицах, о финансировании их на федеральном уровне - это гемолитико-уремический синдром, ювенильный артрит с системным началом, мукополисахаридоз первого и шестого типов, и выделили 10 млрд ежегодно. Таким образом, сейчас бюджет будет возрастать в грядущую трехлетку с 61 до 67 млрд рублей на финансирование этих нозологий. Останется еще в полномочиях субъектов 19 заболеваний", - добавил Морозов.

Он отметил, что Председатель Правительства Дмитрий Медведев в начале года остановился на этом вопросе на специальном совещании и предложил рассмотреть возможности реализации всех нозологических единиц. "Мы в экспертном совете подхватили это, провели за все это время несколько "круглых столов", парламентских слушаний. Последний выездное заседание - в Казани, где 19 октября этого года как раз поставили вопрос о расширении списка", - сказал депутат.

"Для нас системная работа, повторюсь, является основой. У меня в руках и ежегодный бюллетень экспертного комитета по редким орфанным заболеваниям. Это огромный аналитический труд, анализ за прошлый год. Скоро выйдет анализ за этот год, так называемая "Белая книга" по орфанным заболеваниям, где мы шаг за шагом движемся в сторону улучшения лекарственного обеспечения этих детей и взрослых. Пять нозологий - это уже 2,5 тысячи больных, из них примерно 92% - это детишки. Дальше нам нужно двигаться вперед. Мы советуем министерству здравоохранения, экспертным сообществам рассмотреть вопрос о создании целой "дорожной карты" или даже программы лечения всех орфанных заболеваний, поскольку она будет уходить на десятилетия вперед. Мы будем решать этот вопрос шаг за шагом, и нам кажется, что целесообразно с учетом того, что одни заболевания лежат в плоскости ответственности невролога, другие - нефролога, третьи - специалистов гематологов. Нам кажется, что должен быть специалист, который объединяет их сегодня. Сегодня - это генетик, но поскольку палитра этих заболеваний гетерогенна, должен быть отдельный специалист по редким орфанным заболеваниям, который бы смог аккумулировать все знания", - считает Морозов.

Также парламентарий отдельно остановился на вопросе маркировки лекарственных средств, поправку, дающую регионам возможность переходного периода, Госдума приняла на пленарном заседании. "Два года назад был принят в декабре 2017 года закон, по которому 1 января 2020 года все лекарственные средства должны быть маркированы и их оборот полностью - от выхода с завода до убытия из списка, то есть его использования - будет контролироваться. Наш комитет понимает важность этого, все два года системно работал над контролем развития, провели несколько совещаний, "круглых столов", три раза - парламентские слушания, последние - в октябре 2019 года. У нас работает подкомитет по фармацевтике, стартовала межфракционная группа по лекарственному обеспечению, которую возглавил Андрей Константинович Исаев, несколько подгрупп. Эта работа системная, она привела нас к пониманию того, что отрасль не готова к системе внедрения маркировки в полном масштабе. Речь идет примерно о 6,5 млрд упаковок лекарств, примерно о 1000 производителей, 2,5 тысячах оптовиков и 350 тысячах медицинских аптечных организаций. Депутаты парламента выезжали с инспекцией и на производство, и на оптовые склады, и посетили аптеки, смотря, как готова эта система. На последних парламентских слушаниях прозвучали следующие цифры - примерно только 15% производства производителей зарегистрированы в системе, только 8% лекарственных средств погружены в систему, чуть более половины имеет налаженные линии маркировки, а половина - в разных стадиях запуска", - отметил депутат.

По его словам, 1 января система не сможет гарантированно обеспечить лекарственные препараты. "Этого допустить мы не можем. Поэтому был внесен законопроект, по которому обязательность маркировки, равно как и ответственность за ее отсутствие, переносится на 1 июля 2020 года. Но при этом те лекарственные средства, которые промаркированы, входят в систему и работают в новой системе. Все препараты, которые будут выпущены до 1 июля 2020 года будут находиться в обороте до истечения срока годности. Это очень важно", - заметил глава думского комитета.

"Мы поставили перед Правительством задачу ко второму чтению представить проект постановления Правительства, поскольку ясно, что переходный период должен иметь отдельное регулирование. Вчера вечером поступило это постановление, которое главным образом посвящено регулированию жизни тех, кто готов к маркировке, кто уже делает маркировку, кто живет в новом мире. Они будут работать в определенной системе. А по всем остальным предприятиям в аптечной системе будет составлена "дорожная карта" внедрения системы", - отметил Морозов.

Парламентарий подчеркнул, что подобные меры позволят гарантировать стабильность лекарственного обеспечения в нашей стране, поставить заслон фальсификату, вторичной продаже, любым подделкам, и выйти на хорошо понимаемый, регулируемый рынок лекарственных средств и гарантированное лекарственное обеспечение как в амбулаторном сегменте, так и в стационаре.