Проект внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности: неделимое яблоко раздора или дольчатый апельсин баланса интересов?

25 ноября 2019
Авторы: Старченко А.А.

Проект приказа МЗ РФ «Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» вот уже пять месяцев будоражит медицинскую общественность вплоть до созыва круглого стола Центрального штаба ОНФ: столкнулись законные интересы руководителей медицинских организаций, рядовых лечащих врачей, пациентов, экспертов Росздравнадзора и страховых медицинских организаций… Так что это – неделимое яблоко раздора, которое должно быть уничтожено, т.к. угрожает креслам руководителям медорганизаций или дольки апельсина, которые утолят интересы лечащего врача и его пациента?
Рассмотрим с точки зрения различных интересов концепции проекта приказа о внутреннем контроле, представленные Минздравом России и его оппонентами из числа НацМедПалаты:
1) концепция проекта приказа МЗ РФ - это формирование чек-листов с предельно точной и конкретной оценкой конкретного доказательно действующего фактора риска причинения вреда жизни и здоровью пациента:
- важно для пациента - если данный риск не будет управляем и не будет предупрежден профилактическими мерами, то пациент получит ущерб здоровью;
- важно для рядового врача (лечащего врача, оперирующего хирурга, анестезиолога-реаниматолога и т.д.) – создан конкретный чек-лист с конкретными реальными факторами риска причинения вреда пациенту, которые являются и факторами риска возбуждения гражданских и уголовных дел, если этот риск будет реализован в реальный ущерб здоровью пациента;
- работа по чек-листам существенно снизит опасность юридических последствий для рядового врача;
- важно для рядового врача обеспечением его ресурсами для ведения пациента т.к. обязывают руководителя - главного врача тратить средства не по личному усмотрению, а на реализацию исполнения чек-листа (оборудование, оснащения, препараты, консультанты и т.д.);
- важно в целом для медицинской организации – внешняя проверка осуществляется не по принципу «что хочу – то и проверю», а в строгом соответствии с чек-листами, которые ясны, конкретны и не имеют двойного толкования, т.е. коррупциогенность проверок сводится к самому минимуму: и проверяемый и проверяющий знают, что перечень проверяемого не может быть произвольно расширен (типа: «а я еще и вот это и это … хочу проверить») и известен заранее, объявлен приказом, т.е. стабилен и имеет латентное время для исправления недостатков;
- экспертиза медицинской помощи, выполненная в системе ОМС и системе Росздравнадзора на основе чек-листов, будет соответствовать принципам объективности, сравнимости результатов и единой экспертной практики, что станет залогом формирования единого конституционно равного для пациента качества медицинской помощи;
2) концепция, отвергающая проект приказа МЗ РФ о внутреннем контроле, это возврат к коррупциогенной модели: конкретный список критериев проверки отсутствует, поэтому с проверяющим «можно договориться», что и в какой дозе проверять, что представляет опасность:
- для пациента – его реальные риски получения вреда здоровью не интересуют ни проверяемого, ни проверяющего, риск имеет реальность превратиться в ущерб здоровью пациента;
- для рядового врача: реальные риски причинения вреда здоровью пациента возрастают, что приведет к обвинению врача, т.к. в ситуации отсутствия конкретных чек-листов главному врачу легче безапелляционно переложить все огрехи и вину на рядового врача, а самому тратить средства по своему «усмотрению», при этом проблемы рядового врача не интересуют ни проверяемого, ни проверяющего, риск имеет реальность превратиться в ущерб здоровью пациента, который найдет отражение в обвинительном приговоре;
- внутренний контроль без учета чек-листов продолжит практику конституционно неравного для пациента качества медицинской помощи.
Таким образом, модель МЗ РФ – демократическая и объективно-ориентированная, т.к. устанавливает доказательно работающие конкретные требования к снижению риска причинения вреда жизни и здоровью пациента, разделяющая ответственность за вред здоровью пациента между рядовым врачом и руководителем медорганизации (в случае отсутствия необходимого врачу оборудования, препаратов и консультантов), позволяющая доказать невиновность рядового врача при выполнении им всех требований в условиях ресурсов, предоставленных руководством;
Модель, отвергающая проект приказа МЗ РФ о внутреннем контроле, исключительно авторитарная и субъективно-ориентированная, т.к. отсутствие чек-листа и конкретных показателей проверки несет неопределенность, которая всегда будет использована руководителем медорганизации в личных целях, несмотря на интересы пациента и рядового врача; данная авторитарная модель не устанавливает доказательно работающие конкретные требования к снижению риска причинения вреда жизни и здоровью пациента, возлагает всю ответственность за вред здоровью пациента исключительно на рядового врача в случае отсутствия необходимого врачу оборудования, препаратов и консультантов, не позволяющая доказать невиновность рядового врача при выполнении им всех требова