Определение индивидуальной образовательной траектории специалиста на основе выявления пробелов знаний клинических рекомендаций путем тестирования

25 февраля 2020
Авторы: Карякин Н.Н., Переслегина И.А., Горский М.Д., Леванов В.М.
Город: Нижегородская область
Организация: ФГБОУ ВО "ПИМУ"МИНЗДРАВА РОССИИ

Известно, что одним из направлений развития образовательных технологий является внедрение дистанционных форм изучения материала.
Цель – разработать систему внедрения клинических рекомендаций в первичном звене здравоохранения, обеспечивающую максимальный охват врачей, доступность и качество учебного материала вне зависимости от места расположения слушателей (в том числе, качества интернет-каналов) с последующим определением уровня устойчивости знаний.
Материалы и методы. Использованы клинические рекомендации (КР) по болезням системы кровообращения (БСК), болезням органов дыхания (БОД), новообразованиям (НО), являющимся основными причинами смертности населения (всего 25 КР), на основе которых разработаны лекции для врачей первичного звена и тесты для оценки уровня знаний и устойчивости знаний. Контингент специалистов первичного звена трех регионов - врачи терапевты участковые, врачи общей практики, кардиологи, неврологи, пульмонологи, онкологи первичных онкологических кабинетов; всего около 2000 человек. Алгоритм системы: первичное дистанционное тестирование для оценки исходного уровня знаний, дистанционное прослушивание лекций и повторное тестирование. Для проведения тестирования и оценки результатов разработано специальное программное средство. В зависимости от количества правильных ответов итоги тестирования делились на 3 группы: «красная» (количество правильных ответов менее 70%), «желтая» (от 70 до 80%), «зеленая» (более 80%). Проведено сопоставление уровня знаний КР с показателями смертности населения регионов от соответствующих причин (по данным Росстата).
Результаты. Система внедрения КР в первичном звене здравоохранения должна включать следующие этапы: 1. определение перечня КР и разработка тестов на их знание; 2. проведение первичного тестирования на основе разработанного программного средства; 3. оценка результатов тестирования; 4. дистанционное прослушивание видеолекций по КР и повторное тестирование специалистов; 5. направление специалистов на внеочередные краткосрочные курсы повышения квалификации (ПК).
По итогам тестирования руководители органов управления здравоохранением (медицинских организаций) получают информацию в целом по региону, по конкретной медицинской организации и каждому медицинскому работнику о количестве правильных ответов по каждой клинической рекомендации. Для руководителя медицинской организации появляется возможность планировать персональную подготовку врачей в системе НМО с учетом уровня их знаний.
У Региона №1 ответы первого тестирования по всем разделам (БСК, БОД, НО) находились в «зеленой» зоне; у Региона №2 ответы по БОД находились в «желтой» зоне, по БСК и НО – в «зеленой»; у Региона №3 ответы по БОД также находились в «желтой» зоне, по БСК и НО – в «красной».
По БСК более слабые знания у всех регионов выявлены по КР, посвященным хронической сердечной недостаточности и желудочковым аритмиям, по БОД – внебольничным пневмониям, НО – раку молочной железы, предстательной железы, щитовидной железы, раку кожи, яичников и прямой кишки.
При этом результаты тестирования коррелировали с показателями смертности населения от соответствующих классов заболеваний: в Регионе №1 они были самые низкие (ниже РФ), в Регионе №2 - в основном соответствовали среднероссийскому уровню, а в Регионе №3 – самые высокие (по ряду позиций - в 1,2 – 1,4 раза выше РФ).
После прослушивания лекций, подготовленных на основе КР специально для
врачей первичного звена, проведено повторное тестирование, которое продемонстрировало различную устойчивость знаний. Так у Региона №1 из «зеленой» в «желтую» перешли знания по БОД; у Региона №2 отмечена положительная динамика знаний по всем КР (в «красной» зоне ответы не зарегистрированы, по БСК и НО ответы перешли из «красной» в «зеленую» зону, по БОД – остались в «желтой», однако при первом тестировании количество правильных ответов 73%, при повторном – 79%); у Региона №3 результаты остались практически без изменений (ответы по БСК и НО находились в «зеленой» зоне, по БОД - сохранились в «желтой» зоне на том же уровне).
ПИМУ подготовлены специальные краткосрочные программы ПК, размещенные на портале edu.rosminzdrav и рекомендованные конкретным специалистам регионов. Руководители медицинских организаций регионов проинформированы о целесообразности использования полученных результатов для направления врачей на внеочередное ПК по краткосрочным программам.