Влияние пандемии Covid-19 на формирование модели взаимоотношения между пациентами и медицинскими работниками

24 марта 2021
Авторы: Романова Т.Е.
Город: Нижегородская область
Организация: 1ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, Нижний Новгород, 603005. 2Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Городская клиническая больница №5»,

Актуальность. Проблема взаимоотношений врача и пациента является одной из наиболее актуальных в современном здравоохранении, при этом в научной литературе и в средствах массовой информации подчеркивается повышение частоты не всегда обоснованных жалоб пациентов, неудовлетворенных медицинскими услугами [1-3]. Лишь с начала пандемии COVID-2109впервые за многие годы ключевой темой средств массовой информации стало значение работы врачей и медицинских сестер в спасении жизней россиян.
Цель исследования. Провести анализ влияния пандемии COVID-2109на взаимоотношения врачей и пациентов, перенесших в тяжелой форме коронавирусную инфекцию.
Материалы и методы. Исследование выполнялось на базе ГУЗ НО «Городская клиническая больница №5» (Нижний Новгород)по авторским анкетам, содержавшим следующие группы вопросов:о социальном статусе респондента, о соблюдении профилактических мер, взаимоотношении пациента и медицинских работников при пребывании в инфекционном госпитале,об отношении пациента к мерам поддержки, оказываемой государством медицинским работникам в период пандемии,об удовлетворенности пациентов качеством оказанной медицинской помощи.
Исследование проводилось в два этапа в период первой и второй волн пандемии (июнь 2020 года и февраль 2021 года). Анкетирование проводилось анонимно перед выпиской пациентов из госпиталя, в исследовании приняли участие 95 пациентов возрастных групп от 23 до 80 лет, гендерное соотношение было паритетным. Среди исследуемых 35% составили пенсионеры, 42% - служащие, 18% - рабочие, 5% - прочие. Первая группа (68 пациента) получали лечение в июне 2020 года; вторая группа (61 пациент) в феврале 2021 года.
Результаты. Подавляющее большинство опрошенных отметили, что эпидемия существенно изменила их образ жизни, и определенные ограничения имели место в аспектах сокращения контактов и использования средств индивидуальной защиты.
100% опрошенных заявили, что при контакте с медицинскими работниками они ощущали заботу и внимание. Никто из респондентов не выбрал варианты ответа: «техническое выполнение медицинских вмешательств» или«избегание и отсутствие интереса к здоровью пациента». 94% респондентов обеих групппосчитали условия труда врачей госпиталя тяжелыми, остальные оценили их как нормальные, никто из опрошенных не выбрал вариант «легкие». В июне 2020 годакаждый пятый респондент отметил наличие психологического дискомфорта от средств индивидуальной защиты медиков, но в феврале 2021 года с этой проблемой столкнулись только 8,2% опрошенных.100% респондентов заявили, что в полном объеме получали необходимую информацию о своем состоянии, с 85% пациентов обсуждался план лечения.
85% пациентов в июне 2020 года и 75,4% в феврале 2021 года заявили, что считают размер выплат медицинским работникам госпиталей недостаточным. Все участники опроса поддержали награждениемедицинских работников государственными наградами. После устранения последствий эпидемии, по мнению 94% участников опроса,государство должно обратить внимание на финансовые и социальные проблемы медицинских работников.
По итогам лечения все участники опроса при выписке были удовлетворены оказанной медицинской помощью. Имели место единичные жалобы на материально-техническое обеспечение больницы.
Обсуждение. Участники нашего опроса отреагировали на эпидемиологическую ситуацию и соблюдали рекомендованные меры профилактики. Пациентами было осознано оказание им медицинской помощи в тяжелых для медицинских работников психо-физиологических условиях, они сочли, что медики достойны высоких государственных наград за свою работу и повышения уровня оплаты труда. При лечении в инфекционном госпитале в условиях высокого риска для жизни все пациенты остались удовлетворены медицинской помощью, пожелания были связаны исключительно с деятельностью вспомогательных служб и не повлияли на общую оценку.Таким образом, в ситуации высокого риска для жизни, пациенты восприняли медицинских работников как специалистов, оказывающих помощь, спасающих, помогающих. При этом остальные факторы, связанные с дискомфортом пребывания в больнице, очевидно отошли на задний план.
Заключение. В условиях оказания медицинской помощи в инфекционном госпитале в течение обеих волн пандемии имела место преимущественно кооперативная модель взаимоотношений медицинских работников и пациентов.
Литература:
1. Решетников А.В., Стадченко Н.Н., Соболев К.Э. Удовлетворенность россиян качеством медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. Социология медицины. 2015. Т. 14. № 1. С. 19-25.
2. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П.Значение уровня образования и места жительства пациента в построении его правозаконных отношений с врачом муниципального лечебного учреждения. Социология медицины. 2009. № 1 (14). С. 27-29.
3. Романов С.В., Дзюбак С.А., Абаева О.П. Пути повышения удовлетворенности пациентов при обслуживании в регистратуре поликлиники медицинской организации системы ФМБА России. Медицина экстремальных ситуаций. 2017. Т. 61. № 3. С. 47-50.