Травмы при швартовых операциях как причина временной нетрудоспособности плавающего состава водного транспорта

25 марта 2021
Авторы: Шаповалов К.А., Шаповалова П.К.
Город: Сыктывкар
Организация: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования», г. Сыктывкар, Республика Коми, Российская Федерация

Введение Швартовые операции являются «очагом» специфического профессионального травматизма на всех без исключения плавающих средствах. На современных судах они остаются одним из наименее механизированных видов работ.
Материал и методы Проведен анализ лечения 224 пациентов из числа плавающего состава, получивших производственные травмы с потерей трудоспособности при швартовке плавающих средств во время выполнения рейсовых заданий в северном водном бассейне. При работе над материалом использовались методические подходы: системный, комплексный, интеграционный, функциональный, динамический, процессный, нормативный, количественный, административный и ситуационный. Методы анализа включали: аналитический и сравнения.
Результаты В структуре производственного травматизма с потерей трудоспособности плавающего состава северного водного бассейна различные повреждения, полученные при швартовании плавающих средств составляют 10,1% случаев. В cеверном регионе травмы при швартовке наиболее часто происходят на транспортных речных (46,7%) и морских (36,3%) судах, где перевозки носят интенсивный характер, погрузка и разгрузка может происходить на различных причалах в пределах одного порта, что увеличивает частоту швартовых операций при коротких переходах и, соответственно, вероятность швартового травматизма. Амбулаторное лечение в связи со швартовыми травмами получили 50,8% моряков. Из них каждая вторая требовала длительного лечения в условиях хирургического отделения и дальнейшей реабилитации на поликлиническом этапе.
Обсуждение Десятая часть производственных травм, полученных плавающим составом северного водного бассейна, происходит при выполнении швартовых операций. Связанными с работой факторами риска и обстоятельствами, создающими угрозы здоровью, трудоспособности и жизни плавающего состава являются: 1) Флот; 2) Профессия; 3) Возраст; 4) Производственный стаж; 5) Широты плавания; 6) Недельный цикл; 7) Сезон. Именно они могут стать производственной и/или психофизиологической причиной запуска спонтанных нарушений отработанных технических приёмов и безопасности труда. Профилактические мероприятия по его предупреждению должны носить непрерывный системный и процессный характер, касаться не только технического усовершенствования швартовых механизмов, но постоянного обучения плавающего состава технике безопасности, оказанию первой помощи при возникновении травм и современного непрерывного санитарного просвещения.
Выводы
1. В общей структуре производственного травматизма плавающего состава северного водного бассейна различные повреждения при швартовке плавающих средств составляют 10,1% случаев.
2. Факторами риска и обстоятельствами, создающими угрозы здоровью, трудоспособности и жизни плавающего состава связанными со швартовыми операциями являются: 1) Флот – Речной транспортный, Морской транспортный; 2) Профессия – Матрос, Матрос-моторист; 3) Возраст – до 30 лет; 4) Производственный стаж – 1-12 месяцев; 5) Широты плавания – Субарктические, Арктические (неблагоприятная погода, волнения моря, качка, штормы); 6) Недельный цикл – Четверг, Пятница; 7) Сезон – Лето, Осень.
3. Швартовые травмы характеризуются преобладанием полифокальных травм, политравм с множественным и сочетанным повреждением анатомо-функциональных сегментов, экстренности оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи, специализированного стационарного лечения, преобладания в структуре повреждений переломов, ранений, травматических ампутаций фаланг пальцев, черепно-мозговых травм.
4. Средние сроки нетрудоспособности при швартовых травмах составляют 48,0 рабочих дня, койко-день при госпитализации в хирургическое отделение - 20,6.
5. Вернулись к профессиональному труду после реабилитации по поводу швартовых травм 94,0% пострадавших из числа плавающего состава. Первичный выход пострадавших на II группу инвалидности составил 1,3%; III группу - 2,2%; смертельно закончились 2,5% швартовых травм.