Роль медицинских сестёр в оптимизации приема участкового врача - педиатра

24 мая 2021
Авторы: Лисовский Олег Валентинович, Лисица Иван Александрович, Гостимский Александр Вадимович, Гавщук Максим Владимирович
Город: г Санкт-Петербург
Организация: ФГБОУ ВО СПБГПМУ МИНЗДРАВА РОССИИ

Актуальность. Реализация приоритетного проекта «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» определяет необходимость оптимизации медицинских процессов. Возрастающее значение медицинской сестры делает необходимым пересмотр ее роли при оказании первичной медико-санитарной помощи.
Цель. Анализ роли медицинской сестры участкового врача-педиатра до и после внедрения инструментов бережливых технологий.
Материал и методы. Проведен анализ деятельности 12 поликлинических отделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детскому населению в Ленинградской области. Проведено картирование, хронометраж приёма и медицинских процессов, определена роль среднего медицинского персонала, предложены пути оптимизации оказания медицинской помощи с использованием инструментов бережливых технологий.
Результаты. Оказание первичной медико-санитарной помощи регламентируется федеральным и региональным законодательством в сфере охраны материнства и детства и включает в себя: проведение профилактических мероприятий, в том числе санитарно-просветительной работы, реализация и контроль эффективности реабилитационных программ для детей, профилактика, раннее выявление факторов риска, диагностика заболеваний, назначение исследований, организация лечебной работы и ведение медицинской документации. Возрастающая нагрузка на первичное звено здравоохранения при сохраняющимся дефиците медицинских работников определяет необходимость оптимизации всех медицинских процессов. Внедрение инструментов бережливого производства способствует выявлению и устранению потерь при оказании медицинской помощи, а также перераспределению обязанностей при оказании медицинской помощи. Это повышает качество, удовлетворенность населения от получения медицинской помощи, позволяет рационально использовать потенциал медицинских работников.
С 2018 по 2021 год проведены выездные аудиты с целью оценки работы кабинетов участковых врачей-педиатров. Выявлены типичные ошибки организации деятельности кабинетов врача-педиатра участкового: отсутствие записи на прием, формирование очередей, пересечение потоков пациентов, некачественное заполнение медицинской документации, отсутствие понятной навигации и маршрутизации пациентов. Определены основные виды потерь, обобщенные в традиционные для lean-технологий группы. При помощи инструментов построения маршрутов (хронометраж, диаграмма спагетти, анализ узких мест, картирование, карта потока создания ценности и время такта) определены проблемы, характерные для всех медицинских организаций. Среди них отсутствие понятной «немой» навигации и маршрутизации пациентов внутри медицинской организации. Составлены карты текущего и целевого состояний, предложены пути устранения. При оптимизации приемов врача-педиатра обнаружены проблемы организации рабочего пространства и расположения мебели внутри кабинета, отсутствие алгоритмов выполнения медицинских манипуляций, проблемы, связанные с документооборотом и дублированием записей. С помощью разработанных для каждой медицинской организации ключевых индикаторов производительности определены потенциальные потери и риски, связанные с организацией и оказанием медицинской помощи.
Решение проблем организации работы врача-педиатра возложено на медицинских сестер, прошедших обучение использованию инструментов бережливого производства в медицинской организации. Применение методик «спагетти», хронометража, картирования медицинских процессов с формированием карт потоков второго и третьего уровней позволило минимизировать перепроизводство и устранить очереди. Использование цветовой маркировки при организации рабочего места, регистратуры и мест хранения амбулаторных карт помогло своевременно находить искомый предмет. Внедрение наглядной навигации, основанной на данных проведенного хронометража, системы канбан позволило минимизировать лишние передвижения пациентов, медработников, изделий медицинского назначения и документации. Использование системы «5С» позволило навести порядок на рабочих местах, оптимально расположить предметы, в том числе мебель. Разработка стандартных операционных карт, алгоритмов, локальных протоколов ведения больных, внедрение стандартизированных бланков первичной медицинской документации или переход на электронный документооборот позволило снизить штрафы за дефекты оказания медицинской помощи и оформление медицинской документации. С целью периодического контроля и оценки готовности кабинетов участковых врачей-педиатров к приему разработаны и внедрены проверочные листы оценки рабочего места.
Выводы. 1. Внедрение инструментов бережливого производства в деятельность участковых медсестер позволяет повысить доступность и качество оказания медицинской помощи. 2. Применение медицинскими сестрами инструментов бережливых технологий способствует выявлению потерь и определению механизмов оптимизации. 3. Универсальными инструментами устранения потерь в деятельности медсестер являются картирование, хронометраж, система «5С» и стандартизация операционных про