Заключение на проект распоряжения Правительства РФ о распределении в 2020 г. межбюджетных трансфертов

Заключение д.м.н. Г.Э. Улумбековой

1) На проект распоряжения Правительства РФ о распределении в 2020 г. межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС) для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.

Вывод: проект данного распоряжения не обеспечен достаточными финансовыми ресурсами и не приведет к желаемому эффекту.

  • Софинансирование ТФОМС в объеме 18 млрд руб. на 2020 год для привлечения дополнительных медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) и участвующих в реализации территориальной программы государственных, крайне недостаточно для решения вопроса дефицита кадров в этом звене.
  • Об этом косвенно свидетельствует то, что предусмотренные на эти цели средства в 2019 г. в размере 12 млрд руб. не израсходованы полностью (по предварительным данным). Соответственно, предусмотренная ранее сумма на 2020 г. в объеме 34 млрд руб. (Пояснительная записка к бюджету ФОМС на 2019 г.) уменьшена до 18 млрд руб. Для справки: дефицит (то есть нехватка по отношению к установленному нормативу) врачей участковой службы (врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и врачей общей практики — ВОП) составляет 36,7 тыс. человек, средних медицинских работников, работающих с ними - 65,7 тыс. человек, фельдшеров – 20 тыс. человек. Дефицит врачей-специалистов, оказывающих первичную специализированную медицинскую помощь, - не менее 14 тыс. человек.
  • Во многих субъектах РФ отток медицинских работников, вовлеченных в оказание ПМСП, выше, чем приток новых кадров, соответственно средства на увеличение ФОТ остаются невостребованными в ТФОМС. Это связано с низкими среднемесячными заработными платами этих работников - ниже, чем в среднем по отрасли (по отрасли - 80 тыс. руб. у врачей и 40 тыс. руб. у средних медицинских работников), с низким престижем профессии врача в целом и специалистов «первичного звена» в особенности. Такая оплата труда не компенсирует медицинским работникам «первичного звена» высокую трудовую нагрузку (коэффициент совместительства составляет не менее 1,4-1,6), в том числе нарастающий документооборот, а также непрерывно увеличивающиеся требования и напряжение со стороны пациентов.

Предложения по решению вопроса:

  • Для срочного привлечения дополнительных кадров в первичное звено необходимо радикально увеличить оплату их труда (базовую составляющую). Изменение только пропорций – базовый оклад и стимулирующие выплаты без увеличения общего фонда оплаты труда результатов не даст. В расчетах обосновано, что при условии повышения оплаты труда для всех медицинских работников участковой службы поэтапно на 10% ежегодно (или в 1,4 раза за 6 лет в постоянных ценах 2018 г.) и повышение базового оклада для врачей, прошедших повышение квалификации по общей врачебной практике, в 1,5 раза потребуется дополнительно 989 млрд руб. в ценах 2018 г. за 6 лет или 165 млрд руб. ежегодно.
  • Повышении оплаты труда должно сопровождаться обеспечением требуемых условий оказания медицинской помощи, привязкой стимулирующих выплат к достижению целевых показателей качества и безопасности медицинской помощи. Необходимо разработать комплексную программу, направленную на повышение престижа медицинских профессий, эффективной системы оплаты труда в отрасли и увеличения социальных гарантий для медицинских работников.

[1] Монография «Здравоохранение России. Что надо делать» / Улумбекова Г.Э. З-е издание. Москва: Гэотар-Медиа, 2019

Для участия в диалоге, пожалуйста, авторизуйтесь.

Загрузка комментариев...