Анализ эффективности симуляционного обучения в стоматологии.

25 февраля 2020
Авторы: Ростовцев В.В.
Город: Воронеж
Организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации

С точки зрения статистики работа представляет собой двухстадийное проспективное нерандомизированное исследование. С научной точки зрения – завершенное исследование по разработке и внедрению оптимизированной программы виртуально-симуляционного ме-тода обучения одонтопрепарирования опорных зубов при протезировании несъемными ортопедическими конструкциями (с использованием разработанной и запатентованной системы оценки эффективности полученных навыков, патент «Способ оценки выживаемости приобретенных практических умений по препарированию твердых тканей зуба»
Материалом исследования 1 этапа явились 104 человека, в 2012 г. студенты 3 курса обучающихся по модулю «Кариесология и заболевания твердых тканей зубов». Все студен-ты были разделены на две группы – контрольную (54 человека) где обучение мануальным навыкам проводилось по традиционной методике с использованием тренинга на стандарт-ных фантомах и группу исследования (50 человек) где применялась виртуально-симуляционная методика одонтопрепарирования кариозных полостей с использованием стоматологического симулятора V поколения CDS 100 (EPED, Тайвань).
Материал исследования 2 этапа представили 68 человек, участвовавших в 1 этапе, на 2016 год молодые специалисты различных стоматологических учреждений г. Воронеж про-шедших курс профессиональной переподготовки по специальности «стоматология терапевтическая». Все участники исследования были разделены на две группы – контрольную (30 человек), где обучение мануальным навыкам на 3 курсе вузовской программы проводилось по традиционной методике и группу исследования (38 человек), где применялась виртуально-симуляционная методика одонтопрепарирования.
Исследование проводилось по разделу препарирование кариозных полостей I, II, III, IV и V классов.
Таким образом, анализируя результаты исследований, полученные в контрольной группе, можно утверждать, что основной причиной необходимости дополнительной механической коррекции кариозной полости, как на 1, так и на 2 этапе исследования, происходит по причине неадекватности некротомии с показателем ANOVA фактора 1.15 для 1 этапа исследования и 1.21 для 2 этапа, что свидетельствует о статистической тождественности предикторов этой группы.
Анализируя результаты, полученные в группе исследования, нами обнаружено отсутствие статистически достоверной разницы качества некротомии на 1 и 2 этапах исследования, ANOVA фактор 0.85, что свидетельствует о статистической значимости такого предиктора как предварительное приобретение автоматизма движений, полученное при работе с симулятором.
Обсуждения.
Таким образом, применение компьютерного стоматологического симулятора CDS 100 в сочетании с базисной методикой обучения мануальным навыкам на этапах вузовского обучения студентов обеспечивает высокий уровень приобретения, а главное «выживаемости» практических умений, что, несомненно, способствует более качественной подготовке врача-стоматолога.
Исходя из вышесказанного, нам представляется весьма перспективным широкое ис-пользование компьютерного симуляционного обучения с эффектом обратной связи на эта-пах не только вузовского, но и послевузовского образования, так как его использование позволило получить убедительный практический эффект. Применение в образовательной программе CDS 100 позволяет добиться значительного снижения затраченного времени для достижения планируемого результата, использовать объективную оценку результатов обучения, как на промежуточном, так и на итоговом этапах и уже с самого начала обучения привести уровень мануальных навыков в соответствие с современными требованиями практической стоматологии.