Результаты организационного эксперимента по совершенствованию медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями.

18 марта 2020
Авторы: Рыков М.Ю.
Город: Тверь
Организация: Тверской государственный медицнский университет Минздрава России

Материалы и методы. С целью оценки результативности в рамках Архангельской области в 2011 – 2018 гг. проведен организационный эксперимент, который позволил внедрить элементы структурно-функциональной модели. Архангельская область выбрана в качестве пилотного субъекта, поскольку в клиническую практику отделения детской онкологии Архангельской областной детской клинической больницы им. П.Г. Выжлецова в 2017 г. внедрена электронная база данных с системой поддержки принятия врачебных решений, что позволило получить достоверные статистические данные, а также прослеживать судьбу пациентов от момента верификации диагноза на протяжении их дальнейшей жизни. В медицинских организациях Архангельской области в клиническую практику врачей-участковых педиатров в 2016 г. внедрен «Алгоритм определения целесообразности направления пациента на консультацию к врачу-детскому онкологу», направленный на повышение ранней выявляемости злокачественных новообразований у детей. В рамках оценки эффективности модели и результатов ее внедрения проведено сравнение двух групп пациентов (с гистологически верифицированным со́лидным злокачественным новообразованием, за исключением опухолей головного и спинного мозга): первая группа – 49 пациентов (0 – 17 лет), получавших медицинскую помощь в Архангельской области в 2011 – 2015 гг. (до проведения организационного эксперимента); вторая группа – 51 пациент (0 – 17 лет), получавший медицинскую помощь в отделении детской онкологии Архангельской области в 2016 – 2018 гг. (контрольная группа). С целью оценки эффективности структурно-функциональной модели проводилось сравнение выживаемости пациентов после установления диагноза злокачественного новообразования, а также оценивалось время от момента обращения к врачу-детскому онкологу до верификации диагноза; время от момента обращения к врачу-детскому онкологу до начала специализированного лечения; время от верификации диагноза до начала специализированного лечения; время от момента обращения к врачу-участковому педиатру до направления к врачу-детскому онкологу; время от момента обращения к врачу-участковому педиатру до начала специализированного лечения. При помощи метода Каплана-Мейера произведено сравнение времени дожития пациентов в зависимости от периода лечения: 2011 – 2015 гг. и 2016 – 2018 гг.
Результаты. Введение «Алгоритма определения целесообразности направления пациента на консультацию к врачу-детскому онкологу» позволило увеличить трехлетнюю выживаемость пациентов после установления диагноза злокачественного новообразования с 25,04±2,05 мес. до 30,3±1,57 мес. (р=0,045). Статистически значимо сократились временные параметры различных этапов, предшествовавших началу специализированного лечения: время от момента обращения к врачу-детскому онкологу до верификации диагноза сократилось с 9,0 (7,0; 14,0) до 7,0 (5,0; 9,0) дней (р˂0,001); время от верификации диагноза до начала специализированного лечения сократилось с 12,0 (8,0; 16,0) до 8,0 (6,0; 10,0) дней (р˂0,001); время от момента обращения к врачу-участковому педиатру до направления к врачу-детскому онкологу - с 11,0 (6,0; 17,0) до 2,0 (1,0; 3,0) дней (р˂0,001); время от момента обращения к врачу-участковому педиатру до начала специализированного лечения - с 23,0 (17,0; 32,0) до 9,0 (8,0; 12,0) дней (р˂0,001).
Заключение. В рамках организационного эксперимента показана результативность внедрения структурно-функциональной модели организации медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями в Российской Федерации, в которой выделяются следующие уровни. Нулевой уровень – врач-участковый педиатр, в задачи которого входит формирование групп риска развития злокачественных новообразований, выявление пациентов с подозрением на злокачественные новообразования, в том числе на ранних стадиях, с последующим направлением к врачу-детскому онкологу и диспансерное наблюдение. Первый уровень предусматривает оказание преимущественно первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной специализированной медицинской помощи, а также специализированной медицинской помощи в кабинетах врачей – детских онкологов в городских поликлиниках, больницах. Второй уровень предусматривает оказание преимущественно специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи на базе детских онкологических отделений или коек, выделенных в составе не онкологических отделений медицинских организаций, консультативно-диагностических центров, оказывающих медицинскую помощь детям. Третий уровень А предусматривает оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи на базе областных, краевых, республиканских, окружных больниц. Третий уровень Б предусматривает оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи на базе медицинских организаций федерального подчинения с детскими онкологическими отделениями/койками, разработка и тиражирование новых методов диагностики и лечения.