Клинический аудит,как инструмент повышения качества оказания медицинской помощи.Московский стандарт качества лучевой диагностики

23 апреля 2020
Авторы: Плаутин Олег Николаевич
Город: Москва
Организация: ГБУЗ "НПКЦ ДиТ ДЗМ"

Клинический аудит,как инструмент повышения качества оказания медицинской помощи.Московский стандарт качества лучевой диагностики.
Автор Плаутин О.Н.
1.Определение.Цели.Задачи.
Клинический аудит - это систематический анализ качества медицинской помощи,включая процедуры,используемые для диагностики,лечения и ухода,использования ресурсов,конечного результата,влияющего на качество жизни пациента.Клинический аудит в нашей стране ещё не получил широкого распространения.Среди медицинского персонала подчас существует убеждение,оно же заблуждение,что аудит инструмент,предназначенный для выявления недостатков и нарушений,для последующего наказания и применения административного воздействия.В действительности же клинический аудит действительно направлен на выявление недостатков,нарушений,ошибок в деятельности МО,но с совершенно другой целью,найти пути устранения недостатков.Главная цель клинического аудита - улучшить качество и повысить безопасность оказываемых медицинских услуг,вырабатывая рекомендации для устранения любых недостатков,тем самым помогая медицинскому персоналу правильно и более рационально организовать работу,грамотно распределить и использовать ресурсы,даёт возможность проводить профилактику нарушений.Применительно к лучевой диагностике(ЛД) клинический аудит заключается в проведении анализа и оценки фактической деятельности отделений лучевой диагностики по критериям,определяющим уровень качества и безопасности оказания медицинской помощи,с последующим сравнением их с требованиями соответствующих стандартов.
2.Анализ мирового и отечественного опыта.
Богатый опыт разработки и внедрения стандартов качества и безопасности медицинской деятельности имеется за рубежом.США.Впервые стандарты были опубликованы в 2000 году компанией Joint Commission International.Стандарты JCI являются специализированными стандартами качества медицинской деятельности.Их внедрение предполагает достаточно высокий уровень развития и уровень культуры работы медицинской организации.На июнь 2019г.по стандартам JCI аккредитованы 1068 МО в 71 стране мира.Австралия.Стандарты Национальной службы безопасности и качества здравоохранения Австралии(NSQHS) обеспечивают согласованное на национальном уровне утверждение качество медицинской помощи,которую потребители могут ожидать от организаций здравоохранения. В настоящее время в нашем здравоохранении продолжается работа по стандартизации оказания медицинской помощи,так ФГБУ "Национальный институт качества" Росздравнадзора разработал Предложения(практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации(2015г.для стационаров,2016г.для поликлиник,2017г.для медицинских лабораторий).
3.Московский стандарт качества ЛД.
До сих пор нет единого стандарта обеспечения качества и безопасности при проведении ЛД. ЛД относится к одному из самых высокотехнологичных и дорогих видов медицинской помощи,результаты которой имеют огромное,а чаще всего решающее значение для правильного диагностирования или оценки динамики проводимого лечения,а также, в силу специфических особенностей функционирования ОЛД, требующих выполнения особых условий,распространяющихся практически на все аспекты деятельности ОЛД. С целью стандартизации и улучшения качества и безопасности предоставляемых медицинской помощи,возник вопрос о создании единого стандарта качества ЛД для медицинских организаций ДЗМ(пилотное название «Московский стандарт качества ЛД").В ГБУЗ «НПКЦ ДиТ ДЗМ», ведётся работа по созданию стандарта,в котором будет обобщён мировой и отечественный опыт.Разработка и внедрение единого стандарта качества даст возможность:обеспечить безопасную,комфортную и эффективную среду для пациентов и работников ОЛД МО;внедрить в повседневную деятельность ОЛД IT-технологий,элементов искусственного интелекта;повысить удовлетворенность пациентов за счет более высокого качества медицинской помощи;учитывать ожидания и потребности всех заинтересованных сторон(пациента,его семьи,персонала);создать систему обеспечения безопасности;постоянно контролировать и повышать качество медицинской помощи.В рамках по улучшению работы ОЛД,контроля качества проводимых исследований ГБУЗ «НПКЦ ДиТ ДЗМ» уже несколько лет ведёт большую работу,которая даёт прекрасные результаты:создан ЕРИС ЕМИАС единый радиологический информационный сервис,к которому подключено 833 ДУ (100 МО )ДЗМ,загружено 4 270 000 результатов исследований,проведено 90 000 аудитов исследований;реализуется проект ТОП ЛД по определению рейтинга отделений и врачей-специалистов;образован и аккредитован орган инспекции;разработаны и утверждены методики оценки для проведении аудитов качества деятельности ОЛД.
4.Заключение.В заключении хочется отметить,что качество и безопасность услуг по праву относится к важнейшим критериям оценки любого медицинского учреждения.Именно повышение качества диагностики и лечения определяет уровень развития медицинской организации,эффективность его работы.