Анализ обращений граждан как инструмент получения информации о рисках и качестве льготного лекарственного обеспечения населения региона

18 апреля 2022
Авторы: Иванова Н.В., Кузьмина Т.В.
Город: Псковская область
Организация: ФГБОУ ВО Псковский государственный университет, ГКУЗ Управление фармации Псковской области

Цель работы: проведение медико-статистического анализа удовлетворенности льготных категорий граждан Псковской области лекарственным обеспечением за период 2018 – 2020 гг. по базе данных «Управления фармации Псковской области».
Материалом для проведения анализа послужили данные о выписанных, отпущенных и поставленных на отсроченное обслуживание льготных рецептах, а также обращений граждан в части льготного обеспечения. Изучены льготные препараты и медицинские изделия, в получении которых у граждан возникали сложности.
Результаты проведенного исследования дали возможность выявить, что выписку льготных лекарственных рецептов в Псковской области осуществляют 44 медицинских учреждения. На территории области насчитывается 24 пункта отпуска лекарственных препаратов по высокозатратным нозологиям (ВЗН), из них 9 расположены в сельских поселениях. Пунктов отпуска по федеральной и региональной льготе – 37, из них в сельских поселениях находятся лишь 11. Сравнительный анализ численности населения области за 2018 – 2020 гг. и количества граждан, сохранивших право на получение льгот за аналогичный период показал, что на фоне снижения численности населения региона с 636 546 человек в 2018 г. до 626 115 в 2020 г. произошло увеличение числа лиц, сохранивших право на льготное лекарственное обеспечение с 74 737 до 81 551 человек. Однако количество льготополучателей, обратившихся в пункты отпуска за лекарственными препаратами, за исследуемый период снизилось. Для определения уровня удовлетворенности был проведен анализ обращений граждан по вопросам льготного обеспечения, которые поступили за период 2018 – 2020 гг. в Территориальный орган Росздравнадзора по Псковской области. В 2018 году поступило 205 обращений граждан, из них 88 по вопросам обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, 84 – по поводу качества и безопасности медицинской деятельности и другим вопросам – 33. Число обращений по вопросам льготного обеспечения преобладает над обращениями, касающихся прочих вопросов. Причем 0,2% от общего числа пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, обратились в надзорные органы для помощи в восстановлении их прав. 80,6 % обращений по вопросу льготного лекарственного обеспечения были о несвоевременном обеспечении граждан необходимыми препаратами, вопросы несвоевременного обеспечения льготными изделиями медицинского назначения составляют – 13,6%, а обращения по причине отказа в выписке рецепта – 5,7%. Основной проблемой, с которой столкнулись граждане, получающие социальную помощь в виде бесплатного лекарственного обеспечения, являлось несоблюдение сроков предоставления лекарственных препаратов, согласно выписанным льготным рецептам. В 2019 и 2020 гг. зафиксирован рост числа обращений по вопросам отказов в выписке льготного рецепта. Установлено, что за трёхлетний период наиболее часто возникали проблемы с получением противоопухолевых препаратов, препаратов для лечения сахарного диабета, а также изделий медицинского назначения - тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручек, резервуаров к инсулиновой помпе.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. Несмотря на все принимаемые меры в сфере льготного лекарственного обеспечения, продолжают фиксироваться случаи нарушения прав граждан. Количество обращений по вопросам обеспечению лекарственными средствами составляет 42 % от всего числа обращений в надзорные органы на качество медицинской помощи, причем преобладают вопросы несвоевременного обеспечении граждан необходимыми препаратами.
2. Наименование наиболее проблемных льготных препаратов и медицинских изделий за период 2018 – 2020 гг., которые предоставлялись гражданам Псковской области с нарушением сроков обеспечения, остаются из года в год практически неизменными. Этот факт свидетельствует о том, что проблемы в обеспечении населения набором социальных услуг в виде лекарственного обеспечения существуют на протяжении долгого времени.
3. Граждане обращаются в надзорные органы, органы исполнительной власти здравоохранения для восстановления своих интересов. При этом большая часть граждан, которые столкнулись с задержкой обеспечения по льготному рецепту, не оставляют свои обращения, а либо приобретают лекарственные препараты за свой счет, либо ждут появления препарата в пункте отпуска.
4. Качество регионального амбулаторного льготного лекарственного обеспечения зависит от ряда проблем (организационных, логистических, а также управления товарными запасами), сопряженных с несовершенством региональных информационных систем, которые не обеспечивают взаимодействие всех участников процесса. Решение всех существующих проблем в области лекарственного обеспечения должно проводиться комплексно.