Дистанционный мониторинг здоровья беременных

04 мая 2022
Авторы: Анкудинов Н.О., Ситников А.Ф., Салимова И.В., Мартиросян С.В., Ситников Ф.А.
Город: Свердловская область
Организация: ООО "ИНКОРДМЕД" / ГБУЗ СО "ЕКПЦ"

Актуальность
Повышение артериального давления во время беременности возникают в 5-10% случаев и являются одной из ведущих причин неблагоприятных событий.
По данным Минздрава России, гипертензивные осложнения беременности занимают 4-е место в списке причин неблагоприятных исходов в течение последнего десятилетия.
Для профилактики неблагоприятных исходов в 1 триместре Вашим врачом-акушером-гинекологом/акушеркой женской консультации выделяется группа риска развития преэклампсии, одной из проявлений которой и есть повышение АД.
Пациентам из группы риска по преэклампсии на протяжении всей беременности должен быть назначен ежедневный самостоятельный мониторинг АД‼️
Ежедневный мониторинг АД проводиться пациенткой самостоятельно 3 раза в день с ведением дневника. При проведении антигипертензивной терапии пациентка должна дополнительно проводить самостоятельный подсчет шевелений плода ежедневно.
Цели
1. Повышение комплаенса взаимодействия «врач-пациент»
2. Снижение случаев неблагоприятных исходов беременности
Материалы и методы
В Свердловской области начала действовать автоматизированная информационная система мобильных уведомлений «АИСТ_СМАРТ» для беременных пациенток и врачей.
Он включает в себя интеллектуальный личный кабинет для беременной и врача с сервисом мобильных уведомлений, чат-ботом, электронным дневником самоконтроля с автоматическим распознаванием отклонений и уведомлением медицинской организации, уникальный идентификатор «АИСТ_ID», электронную обменную карту.
Используя смартфон или, скажем, планшет, беременные пациентки в своем личном кабинете получают возможность ведения электронного дневника самоконтроля своего здоровья. Дневник имеет функции автоматической интерпретации результатов и формирования сигнальной информации для врача акушера-гинеколога.
Теперь беременным не нужно заполнять бумажные дневники самоконтроля, отправлять смс в мессенджерах, дозваниваться до своего врача или регистратуры женской консультации для того, чтобы сообщить результаты – процесс полностью автоматизирован.
Результаты электронных дневников автоматически обрабатываются системой и если отклонений не выявлено, то данные просто записываются в систему и не тревожат врача. В случае выявления отклонений в состоянии здоровья пациентки системы маркирует выявленные отклонения и отправляет уведомление о текущем состоянии лечащему врачу и врачу в Акушерский дистанционный консультативный центр (далее – АДКЦ) для осуществления маршрутизации пациентки в режиме 24/7.
Мобильные уведомления мгновенно доносят точную и подробную информацию о состоянии здоровья пациента и таким образом способствуют своевременному принятию решению о госпитализации в случае выявления критериев утяжеления течения ОРВИ, в том числе COVID-19 или появления критериев преэклампсии / артериальной гипертензии.
Теперь пациентка не забудет дома свой бумажный дневник, а врач сможет принимать решения по тактике ведения с учетом не только данных на очном визите, а комплексно с учетом результатов домашнего самоконтроля пациента, что важно при подборе антигипертензивной терапии у пациенток с артериальной гипертензией.
Получать бумажное направление не нужно. При необходимости можно распечатать направление по месту обращения пациентки, используя единое информационное пространство регионального акушерского мониторинга АИСТ «РАМ».
Все направления, которые женщина получила в период беременности, отражаются в ее личном кабинете в разделе «Мои направления». Пациентка может открыть любой документ, даже если пропала связь с интернетом.
Выводы
Переход на электронные дневники самоконтроля позволяет выявить осложнения гестационного процесса в случае с артериальной гипертензией и/или утяжеления течения ОРВИ/ОРЗ в случае амбулаторного лечения (на дому) с COVID-19, и своевременно направить пациентку на госпитализацию для предотвращения неблагоприятных событий, что есть из основных направлений системы менеджмента качества и безопасности медицинской помощи.
АИСТ_СМАРТ позволяет создать постоянную обратную связь с пациентом и тем самым сформировать пациентоцентричную модель оказания помощи, как одно из приоритетных направлений развития современной медицины и здравоохранения в целом.
Все вышеперечисленное повышает комплаенс взаимодействия «врач-пациент» и напрямую влияет на качество и безопасность медицинской помощи в тяжелых условиях пандемии НКВИ, что отвечает современным запросам общества и решает поставленные Правительством Российской Федерации задачи в области цифровизации здравоохранения.