"Мы можем дать не только деньги, но и рост". Глава РФПИ Кирилл Дмитриев о стратегии суверенного фонда до, после и во время пандемии

13 декабря 2021

Вложения Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) в экономику РФ за десятилетие его существования превысили 2,1 трлн руб., фонд с 2011 года стал одним из важнейших институтов привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию. С 2020 года РФПИ занят проектом вакцины "Спутник V". Глава РФПИ Кирилл Дмитриев в интервью “Ъ” рассказал о том, что изменили в стратегии фонда десять лет развития, коронавирусная пандемия и постоянный поиск новых партнеров - от Китая и Ближнего Востока до стран Азии и Латинской Америки.

<->

- На этом месте как раз имеет смысл обсудить ваш главный проект последних месяцев - "Спутник V". Правильно ли представлять его отдельным проектом? Из ваших слов следует, что это не столько отдельный проект, сколько часть стратегии РФПИ и его партнеров по медицинско-фармацевтической платформе в целом. А как выглядит вся платформа?

- "Спутник V" - это, безусловно, не изолированный проект. Даже до ковидной тематики мы инвестировали в сеть клиник "Мать и дитя". В рамках этого проекта мы внутри него вырастили проект онлайн-медицины "Доктис" - там очень хорошие результаты. Мы инвестировали в "Биннофарм" совместно с АФК "Система" - это производитель крайне перспективных фармпрепаратов.

Но когда началась пандемия COVID-19, мы на самом деле начали делать то, что нам обычно не очень свойственно. Мы взяли на себя три существенных риска, которые бы не взяли на себя в других обстоятельствах: мы проинвестировали систему производства экспресс-тестов на коронавирус, мы инвестировали в "Авифавир" вместе с компанией "ХимРар", мы вложились в производство и маркетинг "Спутника V". Это действительно были менее системные инвестиции - если, например, сравнивать с "Биннофармом", где очень широкая линейка препаратов, риски были существенны.

Но у нас все получилось: мы вернули назад средства с нормальной доходностью и заодно увидели, что такое фарминдустрия в мире. Это был очень полезный, хотя часто и очень неприятный опыт. Первое, что мы выяснили,- возможности очень велики, ошеломляюще велики. Наши продажи "Спутника" на экспорт сейчас уже более чем в два раза больше, чем весь годовой экспорт всех российских лекарств. Второе. Раньше, когда к нам приходили люди и говорили: "У нас есть препарат, но его не хочет большая фарма, она нас хочет уничтожить", мы, честно говоря, считали их полусумасшедшими. Однако, столкнувшись с тотальным намерением буквально "выжечь" российскую вакцину, не дать ей закрепиться на международных рынках, мы убедились: "большая фарма" - не легенды, она действительно целенаправленно уничтожает хорошие технологии и делает это очень мощно и системно.

Собственно, по итогам этой кампании мы работаем со "Спутником V" в 70 странах мира. Естественно - и у нас уже есть несколько российских препаратов и медицинских технологий для этого,- мы начинаем продвигать вслед за "Спутником" на эти страны и другие продукты. Мы намерены кардинально улучшить позицию России на внешних фармрынках, в том числе и поддерживая наших фармпроизводителей.

Мы знаем, как работает заслон, который создан шестью компаниями "большой фармы" на мировых рынках. Мы понимаем, как его преодолевать.

<->