По факту публикации в интернет-издании "Медуза" "За МКАДом ожидание скорой помощи составляло 3-4 дня" Департамент здравоохранения Москвы выступает с опровержением.

21 мая 2020

Информация о том, что приезд скорой нужно ждать несколько часов и даже дней, не соответствует действительности.

Даже в сложившейся эпидемиологической обстановке среднее время ответа оператора скорой помощи по-прежнему составляет около 5 секунд. Среднее время прибытия бригады скорой медицинской помощи на вызовы в экстренной форме в апреле 2020 года составило 10,8 минуты. Среднее время прибытия бригады на вызовы в неотложной форме составило 19,3 минуты.

К сожалению, в связи с со сложной эпидемиологической обстановкой нагрузка на Единый городской диспетчерский центр скорой возросла более чем на 50%, это более 20 000 обращений в сутки. В дни, когда нагрузка на Единый городской диспетчерский центр возрастала, Станцией принимались все необходимые меры: увеличивалось количество работающих операторов, привлекались дополнительные врачи-консультанты.

Увеличение количества обращений и вызов бригад скорой медицинской помощи потребовало увеличения количества работающих смен бригад скорой медицинской помощи, а также изменения ряда алгоритмов и введения новых регламентов. Все это позволило продолжить оказание экстренной медицинской помощи в полном объеме. Ни один пациент без помощи сейчас не остается, несмотря на сложную эпидситуацию.

Что касается комплектования бригад, в городе сформированы специальные бригады для выездов к пациентам с подозрением на коронавирусную инфекцию.

Состав выездных бригад скорой помощи регламентирован нормативными документами. Бригады выезжают в составе врача, фельдшера (медицинской сестры) и водителя, двух фельдшеров и водителя, фельдшера, медицинской сестры и водителя, а в состав специализированных выездных бригад входят врачи специалисты.

Из числа действующих бригад на период эпидемического подъема заболевания в городе сформированы специальные выделенные бригады для выездов к пациентам с подозрением на коронавирусную инфекцию, которые проводят на месте необходимые противоэпидемические мероприятия, выдачу необходимых постановлений и предписаний и т д.

Вместе с тем, в некоторых случаях могут возникать ситуации выезда бригад в ином составе, при этом направление таких бригад производится строго с учетом имеющегося повода к вызову.

Что касается заболеваемости врачей скорой, то, как и все жители, врачи уязвимы перед сезонными и хроническими заболеваниями, коронавирус - также не исключение. В связи с чем была проведена корректировка графиков работы сотрудников, часть персонала взяли дополнительные дежурства в рамках внутреннего совместительства, многие сотрудники самостоятельно изъявили желание перенести очередные отпуска на более позднее время.

Все врачи скорой в полном объеме обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты. При этом важно отметить, что сотрудники используют полную защиту не все время, а при контакте с пациентами с подозрением на коронавирус, то есть при выездах к таким пациентам. Сотрудники скорой меняют средства защиты после каждого вызова. Используемые средства индивидуальной защиты утилизируются в соответствии с правилами инфекционной безопасности.

У всех сотрудников регулярно берут анализы и измеряют температуру. Сотрудники с температурой выше 37 градусов до работы не допускаются.

Работники обеспечиваются медикаментами для проведения лекарственной и иммунопрофилактики.

Принятые меры позволили каждые сутки иметь в городе прежнее количество выездных бригад. На данный момент в Москве, как и до эпидемии, работают 1040 бригад скорой. Все они полностью укомплектованы необходимыми лекарствами и оборудованием. Скорая и неотложная помощь выезжает не только к пациентам с коронавирусом, но и по-прежнему оказывает помощь людям с другими заболеваниями и травмами.

Что касается отказов принять вызов, Департамент здравоохранения Москвы подчеркивает, что существует четкий алгоритм и критерии, по которым к пациенту направляют бригады скорой или неотложной помощи.

Если пациент жалуется на температуру, старший врач диспетчерского центра задаст ему дополнительные вопросы, чтобы оценить его состояние и вероятность его заболевания коронавирусом. На основании ответов врач либо направит к пациенту скорую или неотложную помощь, либо может рекомендовать амбулаторное лечение.

Такой подход позволяет на этапе формирования вызова предварительно определить дальнейшую тактику в отношении пациента, определить уровень защиты персонала до первичного контакта с больным, а также рационально распределять медицинские силы Станции в условиях повышенной обращаемости за помощью таким образом, чтобы все бригады выезжали именно к тем пациентам, которые в этом нуждаются.

На месте вызова также применяются специальные алгоритмы маршрутизации пациентов. Врач скорой, исходя из состояния пациента, принимает решение о его госпитализации, либо направлении в КТ-центр, либо оказывает необходимую помощь на месте и рекомендует амбулаторное наблюдение с обязательной передачей информации о пациенте в поликлинику.

Информация о том, что сотрудникам скорой непросто получить место для больного в стационаре, не соответствует действительности.

Отметим, что при наличии показаний, все нуждающиеся пациенты доставляются в ближайший профильный стационар, выбор места производится отделом медицинской эвакуации на основании автоматизированного алгоритма, поэтому врачам скорой нет необходимости дозваниваться до стационара.

Дополнительно сообщаем, что все процессы медицинской эвакуации полностью автоматизированы, ведется постоянный мониторинг загруженности коечного фонда. В приемных отделениях больниц (не только городских, но и федеральных и частных) установлены рабочие места программы Станции АС "Стационар", посредством которых больницы получают online информацию обо всех направляемых пациентах.

Также на Станции организована централизованная маршрутизация пациентов в амбулаторные центры компьютерной томографии.

Абсолютно не соответствует действительно информация о том, что для проведения ПЦР-исследования необходимо вызывать скорую помощь. При появлении признаков ОРВИ пациент может вызвать на дом врача поликлиники. Он в обязательном порядке берет мазок у всех пациентов с ОРВИ. При ухудшении состояния пациент должен вызвать бригаду скорой помощи. Сотрудники скорой также могут взять мазок на COVID-19, ехать в КТ-центр для этого не нужно. На КТ-исследования направляются пациенты с соответствующими симптомами.

Что касается некачественной КТ-диагностики, это абсолютная ложь. Москва - единственный город в мире, где пациент по назначению врача может бесплатно и круглосуточно пройти КТ-диагностику и другие виды исследований при подозрении на коронавирусную инфекцию. Исследования не уступают по качеству диагностике в стационарах, а результат удается получить быстрее. Широкая сеть КТ-центров позволяет выявлять осложнения инфекции на ранней стадии и быстрее начинать необходимое лечение, а при необходимости госпитализировать пациента в стационар. Исследования, проводимые в КТ-центрах, не ограничиваются только компьютерной томографией. Пациентам с подозрением на коронавирус делают также общий анализ крови, ЭКГ, проводят анализ на COVID-19.

Очередей из машин скорой помощи при приеме пациентов в стационары нет и не было. Единственный случай, зафиксированный на видео и раскрученный в СМИ, был результатом одного операционного сбоя при запуске работы одной новой федеральной клиники для лечения больных с коронавирусом.