Эффективность региональных систем здравоохранения России

07 Декабря 2017
Вестник_№3_2017
Автор: Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В.

Высшая школа организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) ранее разработала рейтинг по оценке эффективности систем здравоохранения 85 регионов РФ. Подробная методика была опубликована в журнале «Вестник ВШОУЗ. Оргздрав: новости, мнения, обучение» № 1 за 2017г.

Кратко напомним: эффективность означает возможность добиться лучших результатов за меньшие средства. Рейтинг был рассчитан на основании 4 показателей, и каждый из них имеет свой удельный вес при подсчете баллов. Наибольший вес (50%) среди использованных показателей имеет ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ). Регион с наивысшим показателем ОПЖ при рождении получает 50 баллов, а с наименьшим – 0 баллов. 

Следующий показатель – подушевые государственные расходы на здравоохранение, который определяет объемы бесплатной медицинской помощи (рассчитывается без учета коэффициента дифференциации для обеспечения сопоставимости данных по регионам), – 30%. Третьим показателем с весом 10% является валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения, который отражает уровень экономического развития субъектов РФ. При высоком ВРП на душу населения выше уровень жизни, соответственно выше уровень потребления продуктов, лекарств и т.п., что опосредованно влияет на здоровье населения. От его значения косвенно зависят региональные расходы на здравоохранение и возможность населения платить за медицинские услуги из своего кармана. 

Субъекты РФ, имеющие самые высокие значения показателей госрасходов на здравоохранение и ВРП на душу населения, получают самый низкий балл. Те регионы, которые имеют сравнительно низкий уровень социальноэкономического развития и меньше всех тратят на медицинскую помощь, получают самый высокий балл. При составлении рейтинга также был использован показатель потребления крепких алкогольных напитков на душу населения, для того чтобы нивелировать негативное влияние этого фактора на состояние здоровья населения (выделить влияние только системы здравоохранения на ОПЖ). Известно, чем меньше уровень потребления алкоголя, тем дольше живут граждане, однако от деятельности системы здравоохранения этот показатель зависит мало. Соответственно, те регионы, где здоровье населения не отягощено высоким потреблением алкогольных напитков, получают самый низкий балл. Схематично методика расчетов представлена на рисунке. Обновленный рейтинг показывает текущую позицию по эффективности здравоохранения региона относительно других субъектов РФ, а также как изменилась эта позиция в 2016 г. по сравнению с 2015г. (см. таблицу). Напомним, что ОПЖ рассчитывается на основании повозрастных коэффициентов смертности (обычно это смертность населения в 5-летних группах).

Методика расчета рейтинга эффективности систем здравоохранения регионов РФ

Оценка динамики изменения государственного финансирования и ожидаемой продолжительности жизни при рождении 

Рост ОПЖ достигнут во всех регионах РФ (кроме Вологодской области), что, согласно методике, должно привести к росту позиции (места) в рейтинге. Рост ОПЖ больше чем на 0,5 года наблюдается в 50% субъектов РФ (59 регионов). Максимальный прирост ОПЖ составляет 1,7 года в Республике Алтай, далее следуют Калининградская область (прирост 1,3 года) и республики Калмыкия (прирост 1,2 года) и Тыва (прирост 1,1 года). 

Подушевое государственное финансирование уменьшилось или мало изменилось (прирост <2%) в 70% регионов (59 регионов). Напомним, что сокращение финансирования приводит к росту позиции в рейтинге. Однако мы рассматриваем снижение государственного финансирования здравоохранения как тревожный знак, который в будущем году может привести к снижению доступности и качества медицинской помощи и, как следствие, к росту смертности населения. Самое резкое падение финансирования наблюдается в Республике Дагестан – на 33% (или на 4,4 тыс. руб. на душу населения). Самый высокий рост финансирования наблюдается в Республике Хакасия и Сахалинской области – более чем на 10% (или на ~2 тыс. руб.). 

Для оценки самых эффективных регионов в 2016 г. по динамике изменения ОПЖ и государственного финансирования мы поделили их на 2 группы. Первая, в которой произошло уменьшение государственного финансирования здравоохранения, вторая – увеличение. Самыми эффективными в первой группе оказались те, кто одновременно с уменьшением финансирования максимально увеличил ОПЖ. Это следующие регионы: Республика Алтай, Калининградская область, Амурская область, Республика Калмыкия. 

В группе регионов, которые увеличили финансирование здравоохранения (их всего 26), самым эффективными оказались те, в которых максимально выросла ОПЖ за счет незначительного прироста финансирования. Среди них оказался г.Севастополь, который поднялся в рейтинге на 6 пунктов.

Оценка места (позиции) регионов в рейтинге 2016г.

В первой двадцатке наряду с субъектами Северо-Кавказского и Южного федеральных округов в 2016г. остались Республика Чувашия, Кировская, Рязанская, Ивановская, Волгоградская области.

На 20 худших позициях в рейтинге по-прежнему все регионы Дальневосточного федерального округа, Красноярский край, Тверская, Свердловская, Иркутская, Псковская и Кемеровская области.

Следует отметить регионы, которые существенно улучшили свои позиции. Среди них – Оренбургская и Смоленская области, республики Карелия, Саха-Якутия и Башкортостан. Например, Оренбургская область поднялась в рейтинге на 29 позиций (с 77-го места на 48-е), при снижении финансирования здравоохранения ей удалось увеличить ОПЖ на 1 год.

Республика Башкортостан поднялась в рейтинге на 11 позиций (с 66-го на 55-е место) – в ней при том же уровне финансирования ОПЖ увеличилась на 0,9 года. В Калужской и Волгоградской областях на фоне роста ОПЖ на полгода государственное финансирование снизилось на 26%, что позволило им подняться в рейтинге. Еще раз хотим обратить внимание на то, что снижение государственного финансирования может привести к неустойчивой позиции региона в будущие периоды.

Серьезное ухудшение позиций за счет снижения ОПЖ на 0,2 года произошло в Вологодской области – место области снизилось с 27-го до 57-го. Некоторые регионы опустились в рейтинге относительно других субъектов РФ из-за увеличения объемов финансирования здравоохранения. Среди них – Краснодарский край, Орловская и Пензенская области. Правда, Пензенская область осталась порежнему на хороших позициях – 27-е место, и ОПЖ выросла в ней на 0,4 года. Будем надеяться, что в этих регионах увеличение финансирования здравоохранения даст свои результаты в виде улучшения здоровья населения на будущий год. Улучшение позиции региона в рейтинге связано с эффективностью расходования финансовых ресурсов в текущем году.

Для того чтобы получить максимальный и быстрый эффект от увеличения государственного финансирования здравоохранения в виде снижения смертности (и соответственно роста ОПЖ), необходимо направлять дополнительные ресурсы на решение приоритетных проблем отрасли. Среди них – увеличение доступности массовых видов медицинской помощи: первичной медико-санитарной помощи, бесплатного лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях, скорой и специализированной медицинской помощи в экстренной форме, а также необходимо повышать эффективность управления ресурсами и правильно расставлять приоритеты.

Долгосрочные инвестиции в капитальное строительство и оказание дорогостоящих видов медицинской помощи (например, ЭКО и выхаживание младенцев с экстремально низкой массой тела) не могут привести к снижению показателей смертности всего населения. Более того, при снижении государственного финансирования здравоохранения увеличение объемов оказания этих видов медицинской помощи происходит за счет снижения других, более востребованных ее видов.

Эффективность систем здравоохранения субъектов РФ в 2016г.
 

* Методология: ранжирование проводилось по четырем критериям (по шкале от 0 до 100): ОПЖ при рождении (взвешенная 50%), ВРП на душу населения (10%), подушевые госрасходы на здравоохранение (30%) и потребление крепких алкогольных напитков на душу населения (10%).

Оценка эффективности представляет собой сумму этих четырех взвешенных оценок.

Примечание. Для составления рейтинга использовались наиболее актуальные данные по всем показателям за 2016 г., кроме ВРП на душу населения, для которого наиболее актуальные данные имеются по состоянию на 2015 г.

Источники: Федеральная служба государственной статистики РФ, Федеральное казначейство РФ и расчеты авторов.



Сведения об авторах

Улумбекова Гузель Эрнстовна – доктор медицинских наук, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК)

Гиноян Аргишти Багратович – аспирант Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра по анализу деятельности системы здравоохранения Высшей школы организации и управления здравоохранением

Калашникова Александра Владимировна – научный сотрудник Научно-исследовательского центра по анализу деятельности системы здравоохранения Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)