Оплата труда медицинских работников

28 Апреля 2016
Вестник_№1_2017
Автор: Г.Э. Улумбекова

По данным Росстата, с 2013 по 2016 г. среднемесячная заработная плата медицинских работников росла опережающими темпами по сравнению со средней заработной платой в экономике (см. таблицу).  

Таблица. Динамика оплаты труда в среднем по экономике, врачей и среднего медицинского персонала в текущих и постоянных ценах с 2013 по 2016г.

Так, заработная плата в экономике выросла на 9% (с 30 до 32,7 тыс. руб.), заработная плата врачей – на 20% (с 42,3 до 50,7 тыс. руб.) в текущих ценах. В 2013г., по данным Росстата, средняя оплата труда врачей была на 41% выше, чем в экономике, в 2016г. – на 55% выше. 

Правда, следует отметить, что с 2015 г. в расчет средней заработной платы по экономике стали включать индивидуальных предпринимателей, что сократило значение средней заработной платы по экономике на 2 тыс. руб. Если бы этого не произошло и расчет проводился как и в 2013–2014гг., в 2016г. оплата труда врачей была бы только на 46% выше, чем в экономике. Но с 2013 по 2016 г. это все равно рост рассматриваемого отношения на 5 процентных пунктов (п.п.). 

Согласно методике Росстата, средняя начисленная заработная плата врачей рассчитывается путем деления фонда заработной платы всех врачей в организации на среднесписочную численность этих врачей. В фонд заработной платы включаются все начисленные работнику суммы в материальной и нематериальной форме (например, оплата питания или проезда) за отработанное и неотработанное время (например, отпуск), а также компенсационные выплаты и премии. 

Расчеты включают все совместительства (1,5 – коэффициент совместительства врачей в среднем по РФ) и оплату труда высокооплачиваемых руководителей учреждения. Правильнее было бы проводить сравнения не в среднем по РФ или региону, а оценить базовый оклад (работа на 1 ставку) по профессиональным квалификационным группам или категориям. Первая и главная категория – передовой фронт здравоохранения – участковые врачи-терапевты и педиатры. Далее необходимо отдельно выделить врачей центральных районных больниц, центральных областных (краевых, республиканских), а также городских больниц и федеральных клиник. При этом разделить врачей по направлениям: терапевтическому, хирургическому, акушерско-гинекологическому.

Это значит, что темпы роста оплаты труда врачей отставали от темпов роста государственных расходов на здравоохранение. Более того, численность врачей в государственных и муниципальных организациях за 2013–2015гг. сократилась на 4% (с 594,7 до 572,5 тыс., без учета Крыма1), что, как минимум, могло бы добавить к фонду оплаты труда врачей еще около 4%. Это означает, что дополнительные средства, как выделенные на здравоохранение, так и высвободившиеся в результате сокращения числа врачей, лишь частично пошли на выполнение указов президента по повышению оплаты труда медицинских работников. Соответственно эти дополнительно появившиеся средства были израсходованы на другие статьи. 

Это ставит вопрос о приоритетах расходования средств в здравоохранении. Если бы оплата труда медицинских работников с 2013 по 2016 г. повысились так же, как и расходы на здравоохранение, – на 35% – и еще повысилась бы за счет сокращения числа врачей – на 4% (т.е. всего на 39%), сегодня она бы составляла 58,7 тыс. руб. в среднем и была бы на 80% выше, чем в экономике. Правда, повышение оплаты труда медицинских работников необходимо сопровождать параллельным повышением требований к качеству их труда и дифференцированным подходом к его оплате.

Отдельно необходимо сравнить по регионам оплату труда руководящих работников медицинских организаций (главный врач и его заместители), а также заработную плату врачей дефицитных специальностей – инфекционистов, фтизиатров и психиатров. Вот тогда мы сможем увидеть приоритеты дальнейших действий по повышению оплаты труда медицинских работников. Если пересчитать динамику заработных плат врачей в реальных ценах (т.е. за вычетом инфляции, 2013г. – 100%), с 2013 по 2016г. она сократилась на 12% (среднего медицинского персонала – на 15%). При этом за этот же период заработная плата в экономике в реальных ценах сократилась на 20%, а среднедушевые денежные доходы населения – более чем на 13%. Обращает внимание, что с 2013 по 2016 г. государственные расходы на здравоохранение выросли на 35% в текущих ценах (с 2318 до 3124 млрд руб.), что намного больше, чем выросла оплата труда врачей, – на 20% в текущих ценах.


* Среднемесячная начисленная заработная плата исчисляется на основании сведений, полученных от организаций, делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и не- отработанное время, компенсационные выплаты, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

** В 2013 г. в расчеты были включены врачи и работники среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) в учреждениях образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обслуживания. 

*** В 2014 г. в расчеты были включены врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) в учреждениях образования, науки, культуры, здраво охранения, социального обслуживания.

**** При расчетах отношения до 2014 г. учитывалась среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике по субъектам Российской Федерации, а с 2015 г. – среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный до- ход от трудовой деятельности), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.09.2015 № 973.

1Расчеты сделаны по сравнению с базой 2012 г. Число врачей включает всех врачей, работающих в государственных и муниципальных организациях. Данные за 2015 г. для сопоставимости сравнения получены путем прибавления к показателю Минздрава, рассчитанному по новой методике (исключены аспиранты, ординаторы, интерны, преподаватели, сотрудники НИИ, аппарата органов управления здравоохранением, кадры Роспотребнадзора и Росздравнадзора), числа этих исключенных специалистов (около 37,5 тыс.).


Сведения об авторе
Улумбекова Гузель Эрнстовна
доктор медицинских наук, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК), руководитель комиссии по непрерывному медицинскому образованию Национальной медицинской палаты