Инструментальное средство автоматизированного проведения внутренних аудитов, ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности

30 июля 2021
Вестник_№2_2021
Автор: Калиниченко В.И.
Как правило, оценка соответствия медицинской организации (МО) установленным требованиям обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности проводится путем проведения плановых, целевых или контрольных аудитов в ручном варианте с использованием чек-листов в зависимости от нормативного правового акта (предложения или рекомендации), вида и/или профиля деятельности МО.

Регламентирование приказом Минздрава России от 31.07.2021 № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» кратности проведения плановых проверок, сроков проведения, необходимость оформления результатов проведенных мероприятий и формирования сводных отчетов, содержащих информацию о состоянии качества и безопасности медицинской деятельности, являющейся основой для формирования руководителем плана корректирующих и предупреждающих действий, накладывает на медицинскую организацию ряд дополнительных требований.

Использование чек-листов для внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в бумажном варианте позволяет провести внутренний аудит в ручном режиме, однако это может оказаться очень трудоемким, не всегда объективным и скорее всего слишком формальным процессом.

Во-первых, трудоемко документировать и анализировать процессы в бумажном формате, формируя и анализируя ответы на сотни критериев; во-вторых, временной интервал между плановыми аудитами включает проведение целевых (внеплановых) аудитов, что не всегда позволяет получить суммарно объективные данные; в-третьих, такая процедура затрудняет получение в динамике количественной комплексной оценки соответствия требованиям.

Для проведения внутренних аудитов, ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности с использованием проверочных листов (чек-листов) разработана автоматизированная система «МКТ-WEB Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности» (далее Автоматизированная система) (URL: http://qmac.medcomtech.ru), включающая программу для ЭВМ и базу данных (рис. 1) – единую платформу, позволяющую проводить внутренние аудиты и проверки по модели обслуживания SaaS¹ в онлайн-режиме, получать количественную оценку соответствия МО установленным требованиям, отображать результаты аудитов в графическом виде, автоматически формировать необходимую отчетную документацию.

Рис. 1. Главный экран единой платформы проведения внутренних аудитов, ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Сведения о Программе для ЭВМ «МКТ-WEB Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности» включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных приказом Минцифры России от 19.11.2019 № 742 (приложение 2, п. 47, реестровый № 6085; https://reestr.digital.gov.ru/reestr/307435/?sphrase_id=308797).

Сведения о Базе данных «МКТ-WEB Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности» включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных приказом Минцифры России от 17.05.2021 № 460 (приложение № 2, реестровый № 10561; https://reestr.digital.gov.ru/reestr/343850/?sphrase_id=308797).

Автоматизированная система рассматривается нами как система мер организационного и управленческого характера, направленная на эффективное использование кадровых, временных и материально-технических ресурсов МО с целью повышения удовлетворенности граждан доступностью и качеством медицинской помощи и обеспечивающая:
  • внедрение оперативного планирования по циклически повторяющемуся процессу принятия решения Plan-Do-Check-Act («планируй–делай–анализируй–корректируй») по разделам и процессам внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • проведение внутренних аудитов в соответствии с приказом Минздрава России от 31.07.2021 № 785н в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на основе предложений (практических рекомендаций) ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, устанавливающих порядок организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с использованием проверочных листов (чек-листов);
  • проведение самооценки с использованием проверочных листов (списков контрольных вопросов) в соответствии с приказами различных ведомств в рамках ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • проведение внутренних аудитов и самооценки многопрофильной группой или одним сотрудником организации при поддержке высшего руководства организации;
  • проведение внутренних аудитов и самооценки по всей системе менеджмента качества или ее части либо любому ее процессу;
  • проведение ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с приказом Минздрава России от 31.07.2021 № 787н «Об утверждении Порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» на основе предложений (практических рекомендаций) ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора;
  • проведение государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности с использованием проверочных листов (списков контрольных вопросов) в соответствии с приказами различных ведомств;
  • существенное сокращение трудозатрат и времени на проведение аудитов в рам- ках внутреннего, ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • эффективное взаимодействие всех участников процесса в единой информационной среде в онлайн-режиме;
  • выявление существующих проблем (несоответствия, неполного соответствия, несоблюдения, невыполнения, несвоевременного или ненадлежащего выполнения), требующих решения на разных уровнях [МО, регионального (муниципального) органа управления];
  • формирование в автоматическом режиме индекса качества и безопасности медицинской деятельности по процентному и дихотомическому алгоритмам оценки;
  • использование различных градационных шкал в зависимости от вида деятельности МО и/или системы оценки;
  • графическую визуализацию результатов аудита по разделам деятельности, а также по показателям и критериям;
  • отображение на диаграмме-радаре результатов текущего и сравниваемого аудитов;
  • формирование и печать чек-листов в различных вариантах;
  • формирование и печать отчетов по результатам плановых, целевых, тематических и контрольных аудитов;
  • формирование в автоматическом режиме плана корректирующих и предупреждающих действий для устранения выявленных несоответствий требованиям обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности;
  • регулярный контроль выполнения плана корректирующих и предупреждающих действий с ответственными и сроками для устранения выявленных несоответствий;
  • развитие системы менеджмента качества в направлении уровня мирового класса.
Итогом проведения внутренних аудитов, самооценки в соответствии с приказами различных ведомств в рамках ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества.

Пользователи Автоматизированной системы

Пользователями Автоматизированной системы являются:

1. Специалисты Комиссии (Службы) по внутреннему контролю и (или) уполномоченное лицо по качеству и безопасности медицинской деятельности, проводящие медицинский аудит путем оценки деятельности МО или ее структурных подразделений на соответствие установленным критериям и определения текущего состояния качества и безопасности медицинской деятельности.

2. Руководители медицинских организаций для анализа осуществляемой деятельности на соответствие установленным критериям и определения текущего индекса качества и безопасности медицинской деятельности.

3. Руководители региональных (муниципальных) органов управления здравоохранением для анализа осуществляемой деятельности на соответствие установленным критериям и определения текущего состояния качества и безопасности медицинской деятельности в подведомственной сети медицинских организаций.

4. Владельцы частного бизнеса и руководители медицинских организаций (филиалов) для анализа осуществляемой деятельности на соответствие установленным критериям и определения текущего состояния качества и безопасности медицинской деятельности в МО и ее филиалах.

Что дает специалистам и руководителям использование Автоматизированной системы

Использование Автоматизированной системы специалистами и руководителями медицинских организаций и регионального органа управления здравоохранением позволяет следующее.

1. Специалистам Комиссии (Службы) по внутреннему контролю и (или) уполномоченному лицу по качеству и безопасности медицинской деятельности:

    1.1. Автоматизировать проведение внутренних аудитов оценки качества и безопасности медицинской деятельности с использованием чеклистов в зависимости от документа, вида и (или) профиля деятельности МО по соответствующим разделам медицинской деятельности.

   1.2. По результатам оценки деятельности МО определить индексы качества и безопасности медицинской деятельности в целом по процентному и дихотомическому алгоритмам в соответствии с градационными шкалами.

   1.3. В онлайн-режиме с использованием графического представления результатов оценки:
       1.3.1. Выявить, по каким разделам деятельности в МО существуют проблемы, требующие решения.
       1.3.2. Определить по каждому разделу медицинской деятельности показатели, по которым медицинская организация не соответствует требованиям обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности.
       1.3.3. Определить по каждому показателю критерии, по которым медицинская организация не соответствует требованиям обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности.

   1.4. Сформировать отчет для разработки детального плана корректирующих и предупреждающих действий с ответственными и сроками для устранения выявленных несоответствий.

   1.5. Определить и обеспечить расстановку приоритетов для реализации плана корректирующих и предупреждающих действий с ответственными и сроками для устранения выявленных несоответствий исходя из возможностей для улучшения системы менеджмента качества.

   1.6. Проводить регулярно (в соответствии с регламентом) проверки по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

   1.7. Проводить регулярно (в соответствии с регламентом) анализ результатов внутренней проверки и разработку плана корректирующих мероприятий.

2. Руководителям медицинских организаций:

   2.1. В онлайн-режиме c использованием графического представления результатов оценки видеть текущее значение индекса качества и безопасности медицинской деятельности («как есть»), а также предыдущие результаты оценок.

   2.2. В онлайн-режиме с использованием графического представления результатов оценки видеть:
        2.2.1. По каким направлениям в МО существуют проблемы, требующие решения.
        2.2.2. Показатели по каждому направлению медицинской деятельности, по которым медицинская организация соответствует и/или не соответствует требованиям обеспечения безопасности.
        2.2.3. По каждому показателю критерии, по которым медицинская организация соответствует или не соответствует требованиям обеспечения безопасности.

   2.3. Определить и обеспечить расстановку приоритетов для реализации плана корректирующих и предупреждающих действий с ответственными и сроками для устранения выявленных несоответствий исходя из возможностей для улучшения системы менеджмента качества.

   2.4. Регулярно контролировать выполнение плана корректирующих и предупреждающих действий с ответственными и сроками для устранения выявленных несоответствий.

3. Руководителям региональных (муниципальных) органов управления здравоохранением:

   3.1. В онлайн-режиме c использованием графического представления результатов оценки видеть текущее значение индекса качества и безопасности медицинской деятельности («как есть») в подведомственной сети медицинских организаций, а также предыдущие результаты оценок.

   3.2. В онлайн-режиме с использованием графического представления результатов оценки видеть:
        3.2.1. В каких медицинских организациях и по каким разделам деятельности существуют проблемы, требующие решения.
        3.2.2. По каким показателям подведомственные медицинские организации соответствуют и/или не соответствуют требованиям обеспечения безопасности.

   3.3. Системно подойти к формированию плана корректирующих и предупреждающих действий для устранения выявленных несоответствий требованиям обеспечения безопасности в подведомственной сети медицинских организаций.

   3.4. Определить и обеспечить расстановку приоритетов для реализации плана корректирующих и предупреждающих действий с ответственными и сроками для устранения выявленных несоответствий исходя из возможностей для улучшения системы менеджмента качества.

   3.5. Системно контролировать выполнение плана корректирующих и предупреждающих действий в подведомственной сети медицинских организаций.

4. Владельцам частного бизнеса и руководителям медицинских организаций (филиалов):

    4.1. В онлайн-режиме c использованием графического представления результатов оценки видеть текущее значение индекса качества и безопасности медицинской деятельности («как есть») в подведомственной сети медицинских организаций, а также предыдущие результаты оценок.

   4.2. В онлайн-режиме с использованием графического представления результатов оценки видеть:
        4.2.1. В каких медицинских организациях (филиалах) и по каким разделам деятельности существуют проблемы, требующие решения.
        4.2.2. По каким показателям подведомственные медицинские организации (филиалы) соответствуют и/или не соответствуют требованиям обеспечения безопасности медицинской деятельности.

   4.3. Системно подойти к формированию плана корректирующих и предупреждающих действий для устранения выявленных несоответствий требованиям обеспечения безопасности в подведомственной сети медицинских организаций (филиалах).

   4.4. Определить и обеспечить расстановку приоритетов для реализации плана корректирующих и предупреждающих действий с ответственными и сроками для устранения выявленных несоответствий исходя из возможностей для улучшения системы менеджмента качества.

   4.5. Системно контролировать выполнение плана корректирующих и предупреждающих действий в подведомственной сети медицинских организаций (филиалах).

Этапы проведения аудитов с использованием Автоматизированной системы

Проведение аудитов с использованием Автоматизированной системы включает следующие 5 этапов.

1. Подготовка МО: формирование чек-листов по разделам деятельности; планирование планового, целевого и контрольного аудитов.

2. Проведение аудитов: создание нового аудита, ввод ответов на критерии чек-листов, выбор градационной шкалы для оценки результатов аудита, закрытие аудита.

3. Вычисление индекса качества и безопасности медицинской деятельности, формирование текущего состояния системы менеджмента качества, анализ графического представления результатов аудитов.

4. Формирование и печать отчетных форм по результатам аудитов.

5. Формирование плана корректирующих и предупреждающих действий для устранения выявленных несоответствий.

Подготовка медицинской организации к проведению аудитов

Подготовка к проведению аудитов начинается с создания структуры МО и ввода нормативно-справочной информации.

В Автоматизированной системе создан раздел «Управление чек-листами», предназначенный для создания новых чек-листов, корректировки и отображения в табличном и в графическом видах чек-листов, загруженных в систему.

Все чек-листы сгруппированы по уровням аудита: внутренний, ведомственный, государственный и др. В каждый уровень аудита включены чек-листы, имеющие отношение к виду деятельности организации и функциональному назначению чек-листа.

Чек-лист может иметь любую вложенность,однако, как правило, используются 5-уровневые (раздел – группа показателей – показатели – группы критериев – критерии) или 3-уровневые (раздел – показатели – критерии) чек-листы.

На рис. 2–4 в качестве примера показаны: структура чек-листа с выделением раздела «Эпидемиологическая безопасность. Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи»; количественные показатели раздела и группы показателей раздела; вхождение показателей в группы показателей, вхождение критериев в показатели соответственно.


Рис. 2. Структура чек-листа с выделением раздела «Эпидемиологическая безопасность. Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи»
Рис. 3. Количественные показатели раздела и группы показателей раздела
Рис. 4. Вхождение показателей в группы показателей, вхождение критериев в показатели

В Автоматизированной системе реализована возможность формирования и печати в целом или по отдельным разделам деятельности следующих отчетов:
  • форма ПЛ-01 «Структура и содержание проверочного листа» в целом, в том числе по разделам;
  • форма ПЛ-02 «Проверочный лист (показатели и критерии) в целом, в том числе по разделам;
  • форма ПЛ-02р «Проверочный лист (показатели и критерии)» с рекомендациями в целом, в том числе по разделам;
  • форма ПЛ-03 «Соответствие критериев исходному документу и приказу Минздрава России от 31.07.2020 № 785н» в целом, в том числе по разделам.
Отчеты используются аудиторами как в целях ознакомления с содержанием чек-листов, так и для выдачи аудиторским группам заданий по соответствующим разделам деятельности в виде, удобном для заполнения ответов на вопросы критериев и внесения комментариев и пояснений.

В Автоматизированной системе реализована возможность создания нового аудита, включающего паспортную часть и разделы чек-листа.

Паспортная часть включает наименование аудита, основание для проведения аудита (дата, номер и наименование приказа), вид аудита (плановый, целевой, инспекционный, тематический, контрольный), ФИО председателя и членов комиссии в целом по аудиту, разделы деятельности проведения аудита, ФИО руководителя группы аудиторов и аудиторов по каждому разделу деятельности и др.

Чек-листы для проведения внутренних аудитов

Для проведения внутренних аудитов в систему загружены следующие чек-листы:

1. Оценка готовности МО исполнить приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении Требований, устанавливающих порядок организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» [для комиссии (службы)].

2. Оценка готовности МО исполнить приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении Требований, устанавливающих порядок организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (для уполномоченного лица).

Приказ включает 37 групп показателей (вернее сказать, процедур), но не содержит перечень критериев для оценки и возлагает ответственность за установление критериев и разработку внутренних документов по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на руководителя МО.

В этой связи для проведения внутренних аудитов в систему загружены чек-листы ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора: предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в МО (стационаре, поликлинике, медицинской лаборатории), в МО, оказывающих медицинскую помощь при стоматологических заболеваниях в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара [1–4].

В Автоматизированную систему также загружены чек-листы для оценки системы эпидемиологической безопасности в МО (стационаре, не специализирующемся на оказании помощи больным COVID-19, и поликлинике) в период пандемии коронавируса COVID-19 [5–6], а также чек-лист «Оценка готовности больниц к заболеванию, вызванному коронавирусом 2019 (COVID-19)», разработанный Центром по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) совместно с партнерами, для того чтобы помочь больницам (учреждениям скорой медицинской помощи) оценить и улучшить свою готовность к борьбе с повсеместно возникшей эпидемией COVID-19 [7].

В Автоматизированной системе реализована возможность проведения самооценки с использованием проверочных листов (списков контрольных вопросов) в соответствии с приказами различных ведомств в рамках ведомственного (региональный орган управления здравоохранением) и государственного (Росздравнадзор, Роспотребнадзор, ФМБА России, МЧС России) контроля качества и безопасности медицинской деятельности так, как провели бы проверку должностные лица соответствующих ведомств при плановых проверках при осуществлении ведомственного и государственного контролей.

В Автоматизированной системе реализована возможность создания специалистами организации собственных чек-листов по видам деятельности организации, разделам деятельности и процессам для дальнейшего использования при проведении внутренних аудитов.

При разработке чек-листов в дополнение к критерию добавлены два информационных поля «Где, что и как проверить» и «Как должно быть» (табл. 1).

Включение указанных полей позволяет аудиторам предварительно ознакомиться не только с показателями и критериями, но и с глубиной и полнотой проведения аудитов, и сократить до минимума субъективное мнение аудитора при возникновении спорных ситуаций.

Таблица 1. Фрагмент чек-листа с полями «Где, что и как проверить?» и «Как должно быть»

Примечание. Вес – вес критерия; УК – уровень критерия [федеральный, региональный, медицинской организации (МО)]; Нпр – неприменим.

Чек-листы для проведения ведомственного контроля

Для проведения ведомственного контроля в систему загружены следующие проверочные листы:

1. Проверочный лист для оценки готовности органа исполнительной власти в сфере здравоохранения исполнить приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 787н «Об утверждении Порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

Согласно данному Порядку, правила организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности возложены на руководителя МО.

Ведомственный контроль организуется и осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в подведомственных им:
      а) органах (подведомственные органы);
      б) организациях, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность (подведомственные организации).


Таблица 2. Градационная шкала для оценки системы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности в стационаре


Для организации ведомственного контроля органы исполнительной власти определяют:
      а) ответственное за организацию и проведение ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности должностное лицо (руководитель или заместитель руководителя органа исполнительной власти);
      б) подразделение, осуществляющее ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
      в) порядок и сроки хранения материалов проверки.

2. Оценочный лист по контролю качества и безопасности медицинской деятельности при организации оказания медицинской помощи пациентам со злокачественными новообразованиями на региональном уровне [8].

Чек-листы для проведения государственного контроля

Для проведения государственного контроля в систему загружены проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального государственного пожарного надзора МЧС России, Федерального медико-биологического агентства при проведении плановых проверок.

Проведение аудитов с использованием Автоматизированной системы

Проведение аудитов с использованием Автоматизированной системы включает создание нового аудита, ввод ответов на критерии чек-листов, выбор градационной шкалы для оценки результатов аудита, закрытие аудита.

В табл. 2 представлен пример градационной шкалы для оценки системы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности в стационаре [1].

Анализ графического представления результатов аудитов

После проведения и закрытия аудита про-водятся формирование текущего состояния системы менеджмента качества, вычисление индекса качества и безопасности медицинской деятельности, анализ графического представления результатов плановых, целевых и контрольных аудитов в целом по МО и по разделам деятельности.

На рис. 5 показан индекс качества и безопасности медицинской деятельности по дихотомическому и процентному алгоритмам оценки.


Рис. 5. Индекс качества и безопасности медицинской деятельности по дихотомическому и процент-ному алгоритмам оценки
На рис. 6 показано выполнения критериев и показателей.

При проведении 2 и более плановых или целевых аудитов система позволяет на радаре отображать результаты текущего аудита с любым ранее проведенным аудитом попарным сравнением.

Рис. 6. Выполнение критериев и показателей
На рис. 7 показан пример отображения на диаграмме-радаре результатов второго планового аудита (05.03.2020) и первого планового аудита (02.03.2020).

Диаграмма-радар отображает изменение состояния безопасности медицинской деятельности по разделам.

Анализ результатов плановых аудитов позволяет по выявленным несоответствиям определить разделы деятельности и процессы, по которым необходимо проведение предупреждающих и корректирующих действий, запланировать проведение целевых и контрольных аудитов по отдельным разделам деятельности и процессам, существенно влияющих на качество и безопасность медицинской деятельности.

Рис. 7. Отображение на диаграмме-радаре результатов текущего и сравниваемого плановых аудитов
На рис. 8 показан пример оценки соответствия системы менеджмента качества по разделам деятельности.

Рис. 8. Оценка соответствия системы менеджмента качества по разделам деятельности
На рис. 9 показано состояние ответов на критерии и соотношение выполнения критериев.

Рис. 9. Состояние ответов на критерии и соотношение выполнения критериев
На рис. 10 показано состояние выполнения показателей и соотношение выполнения показателей по процентному и дихотомическому алгоритмам оценки.

По разделам деятельности и процессам, имеющим выявленные несоответствия, формируется план предупреждающих и корректирующих действий с назначением ответственных исполнителей и указанием сроков устранения выявленных несоответствий.


Рис. 10. Состояние и соотношение выполнения показателей по процентному и дихотомическому алгоритмам оценки

На рис. 11 показан пример отображения на диаграмме-радаре результата оценки 5 разделов целевого и планового аудитов.

На рис. 12 показан пример отображения на диаграмме-радаре результата оценки 5 разделов контрольного и целевого аудитов.

Регулярность проведенных аудитов и устранение выявленных несоответствий в соответствии с планом корректирующих и предупреждающих действий позволили в данном случае повысить значение «Индекса качества и безопасности медицинской деятельности» более чем на 20% как по дихотомическому, так и по процентному алгоритмам оценки.

Рис. 11. Отображение на диаграмме-радаре результатов оценки 5 разделов целевого (10.07.2020) и первого планового аудитов (06.03.2021)

Рис. 12. Отображение на диаграмме-радаре результатов оценки 5 разделов контрольного (27.01.2021) и целевого аудитов (06.03.2020)

Формирование и печать отчетных форм

В Автоматизированной системе «МКТ-WEBВнутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности» по итогам проведенных аудитов реализована возможность формирования и печати в целом или по отдельным разделам деятельности следующих отчетов:
  • форма ВККиБМД-01 «Индекс качества и безопасности медицинской деятельности» в целом по МО и по подразделениям (экранная);
  • форма ВККиБМД-02 «Отчет о проведении аудита медицинской организации» в целом по МО, в том числе по разделам;
  • форма ВККиБМД-02к «Отчет о проведении аудита МО с категориями заключений и действий» в целом по МО, в том числе по разделам деятельности;
  • форма ВККиБМД-03 «Отчет о выявленных неприменимых критериях» в целом по МО, в том числе по разделам деятельности;
  • форма ВККиБМД-04 «Отчет о выявленных несоответствиях критериям» в целом по МО, в том числе по разделам деятельности;
  • форма ВККиБМД-04с «Отчет о выявленных несоответствиях критериям, включая субкритерии» в целом по МО, в том числе по разделам деятельности;
  • форма ВККиБМД-05к «Отчет о выявленных несоответствиях критериям с категориями заключений и действий» по разделам деятельности;
  • форма ВККиБМД-05с «Отчет о выявленных несоответствиях критериям, включая субкритерии, с категориями заключений и действий» по разделам деятельности;
  • форма ВККиБМД-06 «Отчет о выявленных соответствиях критериям» в целом по МО, в том числе по разделам деятельности;
  • форма ВККиБМД-06с «Отчет о выявленных соответствиях критериям, включая субкритерии» в целом по МО, в том числе по разделам деятельности.

Рис. 13. Циклически повторяющийся процесс принятия решения Plan-Do-Check-Act по разделами процессам деятельности медицинской организации
Таким образом, внедрение оперативного планирования по циклически повторяющемуся процессу принятия решения Plan-Do-Check-Act (рис. 13) по разделам и процессам деятельности МО с использованием инструментального обеспечения для автоматизированного проведения внутренних аудитов, ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности позволяет поступательным движением вперед построить эффективную систему менеджмента качества.

Заключение

Использование специализированных инструментальных средств обеспечивает полноту и качество проведения внутренних аудитов в медицинских организациях, сокращает время на получение результатов и оформление отчетности, освобождает аудиторов от рутинной работы по формированию отчетности, направив их деятельность на аналитическую работу.

Автоматизированная система обеспечивает проведение внутренних аудитов и самооценки с использованием проверочных листов (списков контрольных вопросов) в соответствии с приказами различных ведомств в рамках ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности на единых принципах и на высоком уровне, что, несомненно, повышает объективность аудитов и может стать первым шагом на пути внедрения системы менеджмента качества МО.

Использование инструментального обеспечения для автоматизированного проведения внутренних аудитов, ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности позволяет своевременно выявлять несоответствия по разделам и процессам деятельности, принимать управленческие решения по их устранению, тем самым снизить риски наложения штрафных санкций со стороны контрольно-надзорных органов.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Калиниченко Владимир Иванович (Vladimir I. Kalinichenko) – доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, генеральный директор ООО «МедКомТех», Краснодар, Российская Федерация
E-mail: kvi_krd@mail.ru

Литература

1. Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре) [Электронный ресурс] // ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономический экспертизы» Росздравнадзора.
URL: http://nqi-russia.ru/upload/doc/Practic_recommend_hospital.pdf (дата обращения: 24.06.2021).

2. Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (поликлинике). – [Электронный ресурс] // ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономический экспертизы» Росздравнадзора.
URL: http://nqi-russia.ru/upload/doc/Practic_recommend_policlinic.pdf (дата обращения: 24.06.2021).

3. Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской лаборатории [Электронный ресурс] // ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономический экспертизы» Росздравнадзора.
URL: http://nqi-russia.ru/upload/doc/Practic_recommend_med_laboratory.pdf (дата обращения: 24.06.2021).

4. Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь при стоматологических заболеваниях в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара» [Электронный ресурс] // ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора.
URL: http://nqi-russia.ru/upload/doc/Практич.%20реком.%20ВККиБ%20МД%20в%20стоматологии_31.01.2020.pdf (дата обращения: 24.06.2021).

5. Чек-лист «Оценка системы эпидемиологической безопасности в медицинской организации (стационаре, не специализированном по оказанию помощи больным COVID-19) в условиях пандемии COVID-19» [Электронный ресурс].
URL: http://nqi-russia.ru/upload/doc/Чек-лист%20СТАЦИОНАР%20эпидбезопасность%20COVID-19.pdf (дата обращения: 24.06.2021).

6. Чек-лист «Оценка системы эпидемиологической безопасности в медицинской организации (поликлиника) в условиях пандемии COVID-19» [Электронный ресурс]. URL: http://nqi-russia.ru/upload/doc/Чек-лист%20ПОЛИКЛИНИКА%20эпидбезопасность%20COVID-19.pdf (дата обращения: 24.06.2021).

7. Comprehensive Hospital Preparedness Checklistfor Coronavirus Disease 2019 (COVID-19) [Electronic resource] // The Centers for Disease Control and Prevention (CDC).
URL: https://www.cdc.gov/coronavirus/2019-ncov/downloads/HCW_Checklist_508.pdf (date of access June 24, 2021).

8. Оценочный лист по контролю качества и безопасности медицинской деятельности при организации оказания медицинской помощи пациентам со злокачественными новообразованиями на региональном уровне [Электронный ресурс] // ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора.
URL: http://nqirussia.ru/upload/doc/Otsenochnyi%CC%86_list_po_onkologicheskoj_pomoschi.pdf 

¹ SaaS (англ. Software as a Service – программное обеспечение как сервис) – одна из форм облачных вычислений(модель обслуживания), которая через Web-браузер или мобильное приложение предоставляет заказчикам (пользователям, подписчикам) доступ к функциям готового прикладного программного обеспечения (приложения), полностью обслуживаемого провайдером.
Публикация статьи Сайт журнала
Контакты
Выпускающий редактор
По вопросам подписки
Хабибулина Зульфия