Новые нормы труда по спортивной медицине и лечебной физкультуре
30 июля 2021
Автор: Шипова В.М., Миргородская О.В.
Значимость лечебной физкультуры и спортивной медицины в общем комплексе лечебных мероприятий достаточно велика. Штатные нормативы медицинских работников по лечебной физкультуре устанавливаются в ряде приказов по Порядкам оказания медицинской помощи, например в приказах, определяющих медицинскую реабилитацию1,2, а по спортивной медицине – в приказах, регламентирующих штатные нормативы врачебно-физкультурного диспансера.
Цель исследования заключается в анализе нормативно-правовой базы и ее изменений, регулирующей нормы труда по спортивной медицине и лечебной физкультуре.
Согласно методическим подходам к нормированию труда, основанием для изменения нормативной численности должностей является изучение потребности населения в медицинской помощи4, выявление потребности в разработке новых и пересмотре действующих типовых норм труда5. Приказ Минздравсоцразвития России от 09.06.2010 № 613н, как видно из сопоставления нормативной и фактической численности врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине, предоставлял широкие возможности для увеличения численности указанных должностей, и оснований для пересмотра этого документа не было.
Однако такой пересмотр состоялся в 2016 г.6 При сохранении наименований указанных показателей размер нормативных данных был значительно увеличен. Особенностью и ошибочностью приказа № 134н является введение в нормативную запись союза «или». Применение этого союза предполагает возможность выбора одного из указанных показателей, что неуместно для формирования численности должностей в практике здравоохранения. Этот союз применяется для однородных членов предложения или для разных предложений, исключающих друг друга. Следует отметить, что ошибочное включение этого союза в нормативную запись встречается и в других современных нормативно-правовых документах, например в приказе по проведению патологоанатомических исследований7.
Степень изменения нормативного числа должностей врачей по спортивной медицине и лечебной физкультуре отражена в табл. 1.
Таблица 1. Изменения в нормативной численности должностей врачей по спортивной медицине,врачей по лечебной физкультуре, врачей функциональной диагностики, врачей-рентгенологов

Как видно из табл. 1, приказ № 134н внес существенные изменения в штатные нормативы. Нормативная численность должностей врачей по спортивной медицине была увеличена по числу заслуженных мастеров спорта и по числу лиц, занимающихся спортом, в 2 раза, по числу учащихся – в 4 раза, по численности населения – в 5 раз.
В 4–5 раз увеличена нормативная численность врачей по лечебной физкультуре. Если ранее должность врача по лечебной физкультуре устанавливалась из расчета на 4 должности врачей по спортивной медицине, то приказом № 134н предусматривается новое соотношение этих должностей, равное 1:1.
Однако еще более значимые увеличения произошли в нормативной численности врачей других специальностей. Приказом № 613н должности специалистов врачей травматологов-ортопедов, хирургов, офтальмологов и др. (всего 16 специальностей) устанавливались следующим образом: «из расчета 1 должность всех указанных специалистов на 2000 заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта, спортсменов 1-го разряда, учащихся училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, школ-интернатов олимпийского профиля, колледжей олимпийского резерва, учащихся специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, детско-юношеских спортивных школ, центров параолимпийской подготовки, центров физической культуры, спорта и здоровья».Такой суммарный порядок установления этих должностей приказом № 134н был заменен на планирование каждой из указанных 16 должностей на каждую должность врача по спортивной медицине. Такая новая нормативная запись привела к увеличению нормативной численности указанных врачей в 16 (!) раз. А если учесть, что и норматив должности врача по спортивной медицине увеличен в 2 раза, то нормативная численность указанных врачей-специалистов выросла в 32 раза.
Одним из важных этапов разработки норм труда является их экономическая оценка. Расчеты нормативной численности медицинских работников любой организации возможны только при наличии статистической обеспеченности нормативного показателя по труду. В связи с этим нормативная численность должностей врачебно-физкультурных диспансеров в целом по стране может быть определена не по всем позициям. В частности, в отсутствие данных о числе учащихся специализированных детско-юношеских спортивных школ, заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта и т.д. рассчитать число должностей врачей по спортивной медицине, планируемых на этот контингент, не представляется возможным в целом по стране. Такие расчеты могут быть проведены в конкретной медицинской организации.
Однако если при расчетах использовать даже только один показатель, т.е. вопреки здравому смыслу применить указанный в нормативной записи предлог «или» и рассчитать нормативную численность должностей только на один нормативный показатель, например на численность занимавшихся в физкультурно-оздоровительных клубах, организациях и группах, составляющую в период утверждения этого приказа около 40 млн человек [2], то окажется,что для реализации только этого положения приказа, устанавливающего 1 должность врача по спортивной медицине на 1000 занимающихся, необходимо 40 тыс. должностей врачей по спортивной медицине. А если к этому показателю прибавить еще 16 указанных должностей, устанавливаемых на каждую должность врача по спортивной медицине, то общее расчетное число составит около 700 тыс. должностей (40+40×16). С учетом нормативного числа врачей по лечебной физкультуре (должность устанавливается на каждую должность врача по спортивной медицине), а также врачей вспомогательной службы (врачей – рентгенологов, функциональной диагностики, клинической лабораторной диагностики) общая нормативная численность врачебных должностей, рекомендуемых приказом № 134н, превысит фактическое число всех врачей в стране по всем специальностям.
Рисунок изображен на полулогарифмической масштабной сетке, преимущество которой по сравнению с общепринятой арифметической масштабной сеткой состоит в том, что на ней могут быть изображены и сопоставимы как очень большие, так и очень малые показатели [3–5]. Расчеты плановых данных проведены нами лишь по одному показателю: числу лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Эти данные, указываемые в статистическом сборнике [6], постоянно увеличиваются. Следовательно, только этот факт способствует росту нормативной численности врачей по спортивной медицине и врачей по лечебной физкультуре даже без пересмотра норм труда. Так, например, в 2010 г. таких лиц было 26 257 тыс. человек, а в 2015 г. – 43 464 тыс. При одном и том же нормативе, равном по приказу № 613н 2000 человек на 1 должность врача по спортивной медицине, нормативная численность этих врачей в 2010 г. составляла 13,1 тыс. должностей, а в 2015 г. – 21,7 тыс. К этим показателям следует добавить число врачей по лечебной физкультуре, которое по приказу № 613н устанавливалось из расчета 1 должность на 4 должности врачей по спортивной медицине. Таким образом, суммарное плановое число должностей составило в 2010 г. 16,4 тыс. должностей, а в 2015 г. – 27,1 тыс.
После выхода приказа № 134н, который предусматривает 1 должность врача по спортивной медицине на 1000 лиц, занимающихся физкультурой и спортом, и столько же должностей врачей по лечебной физкультуре, суммарная нормативная численность этих врачей составила более 100 тыс. должностей, так как занимающихся спортом в 2017 г. было 50 155 тыс., а в 2018 г. – 54 292 тыс. [6]
На рисунке показано, что с выходом приказа № 134н никаких изменений в фактической численности этих должностей не произошло, т.е. практика здравоохранения не приняла этот приказ.
При таком более чем 25-кратном разрыве между плановым числом врачей по спортивной медицине и лечебной физкультуре, нет никаких оснований для дальнейшего увеличения нормативной численности медицинских работников врачебно-физкультурного диспансера. Тем не менее новый приказ, регулирующий Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физкультурой и спортом8, в очередной раз увеличил нормативную численность медицинских работников. Эти изменения отражены в табл. 2.
Таблица 2. Нормы труда по вновь введенным должностям приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н

Как видно из табл. 2, в штатные нормативы врачебно-физкультурного диспансера приказом № 1144н добавлены должности заместителей главного врача, врача-статистика, врача клинической лабораторной диагностики (при наличии врача-лаборанта, должность которого была определена приказом № 134н и осталась неизменной), врача ультразвуковой диагностики, медицинской сестры процедурной.
Использование приказа № 1144н возможно,на наш взгляд, только в части норм времени на посещение врача по спортивной медицине, ошибочно названных в документе нормами нагрузки. Эти данные приведены нами в табл. 3.
Таблица 3. Нормы времени врача по спортивной медицине на отдельные виды работ (извлечения из приложения 19 к приказу Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н)

Медицинское обеспечение соревнований:
Е-mail: vschipova@yandex.ru
http://orcid.org/0000-0002-8957-921X
Миргородская Ольга Владимировна (Olga V. Mirgorodskaya) – кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Москва, Российская Федерация
Е-mail: omirgorodskaya@mail.ru
http://orcid.org/0000-0002-4327-148Х
2. Здравоохранение в России, 2015 : статистический сборник. Москва : Росстат, 2015. 124 с.
3. Герчук Я.П. Графики в математико-статистическом анализе / под ред. Б.Ц. Урланиса. Москва : Статистика, 1972. 80 с.
4. Стародубов В.И., Киселев А.С. Проблемы стати-стики здоровья населения России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. № 5. С. 3–5.
5. Шипова В.М. Организация нормирования труда в здравоохранении / под ред. О.П. Щепина. Москва : ГРАНТЪ, 2002. С. 426–427.
6. Здравоохранение в России, 2019 : статистический сборник. Москва : Росстат, 2019.
126 с.
1Приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 788н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых».
2Приказ Минздрава России РФ от 23.10.2019 № 878н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей».
3Приказ Минздравсоцразвития России от 09.06.2010 № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий».
4Приказ Минздрава СССР от 20.04.1979 № 435 «О мероприятиях по дальнейшему улучшению работы по штат-ному нормированию работников учреждений здравоохранения».
5Приказ Минтруда России от 31.05.2013 № 235 «Об утверждении методических рекомендаций для феде-ральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда».
6Приказ Минздрава России от 01.03.2016 № 134н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне”».
7Приказ Минздрава России от 24.03.2016 № 179н «О правилах проведения патологоанатомических исследований».
8Приказ Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО)».
Цель исследования заключается в анализе нормативно-правовой базы и ее изменений, регулирующей нормы труда по спортивной медицине и лечебной физкультуре.
Материал и методы
В качестве материалов исследования были использованы нормативные правовые акты из компьютерной справочной правовой системы «КонсультантПлюс», а также аналитический и статистический методы исследования.Результаты и обсуждение
В современных нормативно-правовых документах штатно-нормативная обеспеченность врачебно-физкультурных диспансеров была впервые установлена в 2010 г.3 В качестве показателей и измерителей для определения нормативного числа должностей врачей по спортивной медицине использовались следующие показатели:- число заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта, спортсменов 1-го разряда, учащихся училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, школ-интернатов олимпийского профиля, колледжей олимпийского резерва;
- число учащихся специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, детско-юношеских спортивных школ, центров параолимпийской подготовки, центров физической культуры, спорта и здоровья;
- число лиц, занимающихся спортом в учреждениях физкультурно-спортивной направленности и в иных учреждениях и организациях различных организационно-правовых форм собственности;
- численность городского населения, проживающего на территории деятельности диспансера (центра);
- численность жителей районов области,проживающих на территории деятельности диспансера (центра).
- число должностей врачей по спортивной медицине;
- численность городского населения, проживающего на территории деятельности диспансера (центра).
Согласно методическим подходам к нормированию труда, основанием для изменения нормативной численности должностей является изучение потребности населения в медицинской помощи4, выявление потребности в разработке новых и пересмотре действующих типовых норм труда5. Приказ Минздравсоцразвития России от 09.06.2010 № 613н, как видно из сопоставления нормативной и фактической численности врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине, предоставлял широкие возможности для увеличения численности указанных должностей, и оснований для пересмотра этого документа не было.
Однако такой пересмотр состоялся в 2016 г.6 При сохранении наименований указанных показателей размер нормативных данных был значительно увеличен. Особенностью и ошибочностью приказа № 134н является введение в нормативную запись союза «или». Применение этого союза предполагает возможность выбора одного из указанных показателей, что неуместно для формирования численности должностей в практике здравоохранения. Этот союз применяется для однородных членов предложения или для разных предложений, исключающих друг друга. Следует отметить, что ошибочное включение этого союза в нормативную запись встречается и в других современных нормативно-правовых документах, например в приказе по проведению патологоанатомических исследований7.
Степень изменения нормативного числа должностей врачей по спортивной медицине и лечебной физкультуре отражена в табл. 1.
Таблица 1. Изменения в нормативной численности должностей врачей по спортивной медицине,врачей по лечебной физкультуре, врачей функциональной диагностики, врачей-рентгенологов

Как видно из табл. 1, приказ № 134н внес существенные изменения в штатные нормативы. Нормативная численность должностей врачей по спортивной медицине была увеличена по числу заслуженных мастеров спорта и по числу лиц, занимающихся спортом, в 2 раза, по числу учащихся – в 4 раза, по численности населения – в 5 раз.
В 4–5 раз увеличена нормативная численность врачей по лечебной физкультуре. Если ранее должность врача по лечебной физкультуре устанавливалась из расчета на 4 должности врачей по спортивной медицине, то приказом № 134н предусматривается новое соотношение этих должностей, равное 1:1.
Однако еще более значимые увеличения произошли в нормативной численности врачей других специальностей. Приказом № 613н должности специалистов врачей травматологов-ортопедов, хирургов, офтальмологов и др. (всего 16 специальностей) устанавливались следующим образом: «из расчета 1 должность всех указанных специалистов на 2000 заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта, спортсменов 1-го разряда, учащихся училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, школ-интернатов олимпийского профиля, колледжей олимпийского резерва, учащихся специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, детско-юношеских спортивных школ, центров параолимпийской подготовки, центров физической культуры, спорта и здоровья».Такой суммарный порядок установления этих должностей приказом № 134н был заменен на планирование каждой из указанных 16 должностей на каждую должность врача по спортивной медицине. Такая новая нормативная запись привела к увеличению нормативной численности указанных врачей в 16 (!) раз. А если учесть, что и норматив должности врача по спортивной медицине увеличен в 2 раза, то нормативная численность указанных врачей-специалистов выросла в 32 раза.
Одним из важных этапов разработки норм труда является их экономическая оценка. Расчеты нормативной численности медицинских работников любой организации возможны только при наличии статистической обеспеченности нормативного показателя по труду. В связи с этим нормативная численность должностей врачебно-физкультурных диспансеров в целом по стране может быть определена не по всем позициям. В частности, в отсутствие данных о числе учащихся специализированных детско-юношеских спортивных школ, заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта и т.д. рассчитать число должностей врачей по спортивной медицине, планируемых на этот контингент, не представляется возможным в целом по стране. Такие расчеты могут быть проведены в конкретной медицинской организации.
Однако если при расчетах использовать даже только один показатель, т.е. вопреки здравому смыслу применить указанный в нормативной записи предлог «или» и рассчитать нормативную численность должностей только на один нормативный показатель, например на численность занимавшихся в физкультурно-оздоровительных клубах, организациях и группах, составляющую в период утверждения этого приказа около 40 млн человек [2], то окажется,что для реализации только этого положения приказа, устанавливающего 1 должность врача по спортивной медицине на 1000 занимающихся, необходимо 40 тыс. должностей врачей по спортивной медицине. А если к этому показателю прибавить еще 16 указанных должностей, устанавливаемых на каждую должность врача по спортивной медицине, то общее расчетное число составит около 700 тыс. должностей (40+40×16). С учетом нормативного числа врачей по лечебной физкультуре (должность устанавливается на каждую должность врача по спортивной медицине), а также врачей вспомогательной службы (врачей – рентгенологов, функциональной диагностики, клинической лабораторной диагностики) общая нормативная численность врачебных должностей, рекомендуемых приказом № 134н, превысит фактическое число всех врачей в стране по всем специальностям.
Нормативная и фактическая численность врачей по спортивной медицине и врачей по лечебной физкультуре в Российской Федерации, 2005, 2010, 2015–2018 гг. (в тыс. должностей)
Для наглядности динамика анализируемых показателей представлена на рисунке.Рисунок изображен на полулогарифмической масштабной сетке, преимущество которой по сравнению с общепринятой арифметической масштабной сеткой состоит в том, что на ней могут быть изображены и сопоставимы как очень большие, так и очень малые показатели [3–5]. Расчеты плановых данных проведены нами лишь по одному показателю: числу лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Эти данные, указываемые в статистическом сборнике [6], постоянно увеличиваются. Следовательно, только этот факт способствует росту нормативной численности врачей по спортивной медицине и врачей по лечебной физкультуре даже без пересмотра норм труда. Так, например, в 2010 г. таких лиц было 26 257 тыс. человек, а в 2015 г. – 43 464 тыс. При одном и том же нормативе, равном по приказу № 613н 2000 человек на 1 должность врача по спортивной медицине, нормативная численность этих врачей в 2010 г. составляла 13,1 тыс. должностей, а в 2015 г. – 21,7 тыс. К этим показателям следует добавить число врачей по лечебной физкультуре, которое по приказу № 613н устанавливалось из расчета 1 должность на 4 должности врачей по спортивной медицине. Таким образом, суммарное плановое число должностей составило в 2010 г. 16,4 тыс. должностей, а в 2015 г. – 27,1 тыс.
После выхода приказа № 134н, который предусматривает 1 должность врача по спортивной медицине на 1000 лиц, занимающихся физкультурой и спортом, и столько же должностей врачей по лечебной физкультуре, суммарная нормативная численность этих врачей составила более 100 тыс. должностей, так как занимающихся спортом в 2017 г. было 50 155 тыс., а в 2018 г. – 54 292 тыс. [6]
На рисунке показано, что с выходом приказа № 134н никаких изменений в фактической численности этих должностей не произошло, т.е. практика здравоохранения не приняла этот приказ.
При таком более чем 25-кратном разрыве между плановым числом врачей по спортивной медицине и лечебной физкультуре, нет никаких оснований для дальнейшего увеличения нормативной численности медицинских работников врачебно-физкультурного диспансера. Тем не менее новый приказ, регулирующий Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физкультурой и спортом8, в очередной раз увеличил нормативную численность медицинских работников. Эти изменения отражены в табл. 2.
Таблица 2. Нормы труда по вновь введенным должностям приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н

Как видно из табл. 2, в штатные нормативы врачебно-физкультурного диспансера приказом № 1144н добавлены должности заместителей главного врача, врача-статистика, врача клинической лабораторной диагностики (при наличии врача-лаборанта, должность которого была определена приказом № 134н и осталась неизменной), врача ультразвуковой диагностики, медицинской сестры процедурной.
Использование приказа № 1144н возможно,на наш взгляд, только в части норм времени на посещение врача по спортивной медицине, ошибочно названных в документе нормами нагрузки. Эти данные приведены нами в табл. 3.
Таблица 3. Нормы времени врача по спортивной медицине на отдельные виды работ (извлечения из приложения 19 к приказу Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н)

Медицинское обеспечение соревнований:
- подготовка (1 рабочий день) накануне соревнований, все время длительности соревнований (1 рабочий день за каждый день соревнований), оформление отчета по итогам соревнований (120 мин).
- подготовка (1 рабочий день) накануне тренировочных мероприятий, все время длительности тренировочных мероприятий (1 рабочий день за каждый день), оформление отчета после окончания тренировочных мероприятий (120 мин).
- подготовка (50 мин) и все время длительности тренировки (занятия), составление отчета (50 мин).
Заключение
Результаты анализа нормативно-правовой базы, регулирующей нормы труда по спортивной медицине и лечебной физкультуре, свидетельствуют о том, что приказ Минздрава России № 1144н в части нормативной численности должностей, как и приказ Минздрава Росси № 134н, не приемлем для использования в медицинских организациях. Практика здравоохранения не реагирует на изменения в нормативной численности должностей врачебно-физкультурных диспансеров. Анализ нормативно-штатной обеспеченности врачебно-физкультурных диспансеров показал, что были нарушены этапы разработки штатных нормативов, пересмотр штатных нормативов осуществлялся в условиях, когда предыдущие нормативно-правовые документы не были использованы, перед утверждением документов не была проведена медико-экономическая оценка возможностей внедрения норм труда в практику здравоохранения. Все это свидетельствует о разрушении системы нормирования труда в здравоохранении.СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Шипова Валентина Михайловна (Valentina M. Shipova) – доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Москва, Российская ФедерацияЕ-mail: vschipova@yandex.ru
http://orcid.org/0000-0002-8957-921X
Миргородская Ольга Владимировна (Olga V. Mirgorodskaya) – кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Москва, Российская Федерация
Е-mail: omirgorodskaya@mail.ru
http://orcid.org/0000-0002-4327-148Х
Литература
1. Хабриев Р.У., Шипова В.М., Гаджиева С.М. Комментарии к нормам труда в здравоохранении. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. С. 32.2. Здравоохранение в России, 2015 : статистический сборник. Москва : Росстат, 2015. 124 с.
3. Герчук Я.П. Графики в математико-статистическом анализе / под ред. Б.Ц. Урланиса. Москва : Статистика, 1972. 80 с.
4. Стародубов В.И., Киселев А.С. Проблемы стати-стики здоровья населения России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. № 5. С. 3–5.
5. Шипова В.М. Организация нормирования труда в здравоохранении / под ред. О.П. Щепина. Москва : ГРАНТЪ, 2002. С. 426–427.
6. Здравоохранение в России, 2019 : статистический сборник. Москва : Росстат, 2019.
126 с.
1Приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 788н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых».
2Приказ Минздрава России РФ от 23.10.2019 № 878н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей».
3Приказ Минздравсоцразвития России от 09.06.2010 № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий».
4Приказ Минздрава СССР от 20.04.1979 № 435 «О мероприятиях по дальнейшему улучшению работы по штат-ному нормированию работников учреждений здравоохранения».
5Приказ Минтруда России от 31.05.2013 № 235 «Об утверждении методических рекомендаций для феде-ральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда».
6Приказ Минздрава России от 01.03.2016 № 134н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне”».
7Приказ Минздрава России от 24.03.2016 № 179н «О правилах проведения патологоанатомических исследований».
8Приказ Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО)».