Россия возьмет ответственность за вакцину. Кто и как будет отвечать за возможные побочные эффекты "Спутника V"

26 сентября 2020

Россия настолько уверена в своей вакцине, что готова оплатить ущерб от возможных побочных эффектов. Это одно из главных отличий препарата "Спутник V" от разработок конкурентов, заявил глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев в беседе с Reuters. Как отмечает агентство, все юридические риски, связанные с российской вакциной, будут нести поставщики, но они могут переадресовать эти претензии производителям. То есть если в ходе третьей фазы испытаний выявятся серьезные побочные эффекты, то против них могут быть поданы коллективные иски. Эксперты отмечают, что такой ход можно считать конкурентным преимуществом, но еще и огромным риском. Тему продолжит Владислав Викторов.

Как и любой медицинский препарат, вакцина от коронавируса Центра имени Гамалеи предполагает ряд возможных побочных эффектов. Среди них, например, повышение температуры, головная боль, отечность. Но если в ходе финального этапа испытаний выявится нечто более серьезное, то Россия готова взять эти риски на себя, заявил глава РФПИ Кирилл Дмитриев. Фонд активно вкладывал средства в разработку и продвижение вакцины. А вот конкуренты, например, шведско-британская AstraZeneca, не готовы нести ответственность. Это при том, что в ходе испытаний компания уже дважды выявила серьезные побочные эффекты у добровольцев.

И как раз такой подход и вызывает много вопросов, говорит гендиректор "Торгового дома Аллерген" Алла Денисова: "Чтобы разработчик не нес ответственности вообще, на своей практике, за всю историю работы в фармацевтической компании вижу впервые. Если указано, что существует такая-то, такая-то побочная реакция и встречается с такой-то, такой-то частотой, то в случае таких побочных реакций компания говорит: мы же вас предупреждали, вы, когда применяли данный препарат, видели, что может быть такая-то реакция. Для этого проводятся клинические исследования".

При этом какую часть рисков готова взять на себя Россия, в случае если выявятся нежелательные последствия, глава РФПИ не уточнил. Но как пишет Reuters, похоже, что абсолютно все. Во всяком случае, об этом агентству сообщил руководитель минздрава одного из бразильских штатов Фабиу Вилас-Боас. В этой стране испытать на себе российскую вакцину должны 10 тыс. человек. Но поскольку Россия инициатор исследований, то закон обязывает ее брать на себя определенные риски, отмечает директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович:

"Любого участника клинических испытаний инициатор этих клинических испытаний обязан страховать. Что считается рисками, прописано в 44 статье 61 закона - там есть соответствующие суммы выплат, например, при побочных эффектах, при наступлении инвалидности, либо незначительных нарушениях здоровья, либо, не дай бог, смерти".

ак заключает Reuters, такой подход - важное конкурентное преимущество российской вакцины. Ведь помимо AstroZeneca не готовы брать на себя риски и производители вакцины из США, пишет агентство. За них при возниквноении неожиданных побочных эффектов отвечать будет государство. Однако в случае с Россией это открывает возможности для подачи коллективных исков из-за рубежа, которые теоретически могут обернуться серьезными проблемами для производителей и поставщиков, отмечает директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов: "Россия в любом случае несет определенную имиджевую ответственность, если возникнет такая ситуация. Понятно, что вакцина - это сейчас не только бизнес-инструмент.

Ответственность должны нести прежде всего компании-производители и компании, которые будут реализовывать препарат в конкретных странах.

Это совсем не обязательно будут российские какие-то юрлица, это, вполне возможно, будут партнеры. Но они, в свою очередь, могут уже представлять претензии разработчикам и правообладателям в нашей стране".

Но насколько внушительными могут быть компенсации при выявлении серьезных побочных эффектов, оценить сложно. По российским законам в случае смерти предусмотрена выплата в 2 млн руб. Но в этом контексте СМИ припоминают ситуацию с компанией Johnson & Johnson, которой пришлось заплатить почти $2,5 млрд за побочный эффект от своего препарата, который провоцировал рост молочных желез у мужчин.

Ранее глава Центра имени Гамалеи Александр Гинцбург заявил, что распространение коронавируса в России может завершиться через год, но только если в стране будет провакцинировано около 80% населения.