Как абитуриенту без проблем попасть в вуз. Наибольшее количество бюд-жетных мест на целевое обучение выделят для будущих медиков

31 марта 2021

До 1 мая будут окончательно распределены контрольные цифры приема на следующий учебный год. При этом есть в будущей приемной кампании как минимум два момента, которые если напрямую и не настораживают, то все равно дают некую пищу для размышлений. Касаются они отмены многоэтапного поступления в вузы и увеличения целевого набора.

Что такое отмена второй волны приема, которая намечена в этом году? Раньше зачисление в высшие учебные заведения страны проходило в три этапа. Сначала места занимали абитуриенты, имеющие льготы (квоты, победители предметных олимпиад) и заключившие договоры о целевом обучении. Второй этап – основной поток будущих студентов (80% бюджетных мест), лидеры по баллам. А на оставшиеся 20% в рамках второй волны могли претендовать уже и другие, менее успешные соискатели.

Новый порядок поступления устанавливает единственный этап, отменяя вторую и третью волны. При этом каждый абитуриент по-прежнему может подать заявления в пять вузов на десять направлений. Хотя возможности проанализировать свои реальные шансы у него практически нет. В конкурсных списках теперь не будет информации о подаче вместе с заявлением оригиналов документов. Таким образом, еще и невозможно будет понять, а кто из числа поступающих считает данную специальность основной и кто может освободить дорогу в вуз, отнеся оригиналы в другое заведение.

Также новый порядок зачисления становится менее открытым. «Приемные комиссии будут публиковать конкурсные списки на сайтах и в стенах вуза без указания ФИО абитуриентов», – пишут на своих сайтах вузы. Вместо фамилии будет указан либо номер СНИЛС, либо индивидуальный номер, присвоенный в приемной комиссии вуза.

Но еще интересней в этом плане выглядит целевое обучение. По словам министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, «одной из действенных мер адаптации высшего образования к потребностям реального сектора является целевое обучение». Новый порядок получения целевых направлений позволил организациям заключать договоры как с абитуриентами, так и со студентами и аспирантами на любом этапе обучения. В связи с этим в 2020 году по квоте целевого обучения было принято почти на 5 тыс. человек больше, чем в 2019 году. Прирост более 10%. В этом году тенденция закрепляется.

Расчет студентов по целевому обучению Минобрнауки РФ осуществляет на основании заявок будущих работодателей, субъектов Российской Федерации. При формировании квоты приема на целевое обучение министерство учитывает динамику целевого приема в организациях, итоги зачисления предыдущих лет. В новом учебном году наибольшее количество бюджетных мест на целевое обучение в вузах выделят для будущих медиков. По специальности «лечебное дело» доля целевых мест составит 70%, по педиатрии – 75%, а по наиболее дефицитным направлениям ординатуры – 100%. В числе приоритетных – анестезиология-реаниматология, рентгенология, кардиология, пульмонология.

Среди других направлений наибольшее количество квот выделено для специальностей «радиоэлект­ронные системы и комплексы», «эксплуатация железных дорог», «системы обеспечения движения поездов». Доля целевых мест по ним составит 70%.

Чтобы попасть на целевое обучение, абитуриент должен заключить договор с предприятием и сдать ЕГЭ на минимальный балл, который установил вуз. Подчеркнем это слово – «минимальный». С учетом того, что поступают на медицинский, так и хочется спросить комиссию: «А вы хотите, чтобы вас лечил потом умный врач или… с минимальными баллами по ЕГЭ?»

Однако, если внимательно отнестись к статистке распределения выпускников, то никакого особого контроля за тем, что происходит со специалистом после выпуска нет. В регионах предпочтение по целевому приему отдается далеко не всегда тем, у кого больше всего баллов по ЕГЭ. Очень часто это могут быть просто «свои» ученики или же те, кто оказался шустрее других.

Как показывает статистика, ежегодно в целом по стране до 80% студентов, проходивших обучение по целевому набору, отказываются возвращаться обратно в регионы. То есть пока не будет отработана эта система, она не будет приносить плоды. Если смотреть шире, то все принимаемые сегодня инициативы – не такие уж действенные. Они, наоборот, несколько подрывают веру людей в честное поступление в вуз.

По словам Фалькова, все добавленные бюджетные места направляются в регионы в соответствии с правилом: не уменьшая их количества в Москве и Санкт-Петербурге, наращивать их в других субъектах. С акцентом на университеты, дающие качественное образование.

В последнее время ряд ведущих московских вузов уже стали расширять свое присутствие в регионах за счет открытия филиалов и образовательных центров. Например, в Бурятии открыт недавно образовательный центр Московского авиационного института. А двумя годами ранее было подписано соглашение о создании в Бурятии филиала Московского авиационного института (МАИ). Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова открывается в городе Сарове.

То есть, если деньги идут в регионы, туда уходят столичные вузы. Но все это оправдает себя только в случае, если в итоге вырастет качество образования, а не просто сменятся вывески учреждений.

Источник: https://www.ng.ru/education/2021-03-31/8_8116_education1.html