Уникальный опыт. Медики прошли тест на стрессоустойчивость

02 мая 2021

На базе московской больницы №52 совместно с отделом социологии НИИ организации здравоохранения Москвы было проведено исследование удовлетворенности условиями труда, лояльности, степени выгорания и других маркеров эмоционального состояния медицинского персонала во время пандемии COVID-19.

Переосмысление профессии

Основные специализации ГКБ №52 в "мирное время" (с началом пандемии выражение стало популярным у медиков) - нефрология, гематология, аллергология-иммунология, ревматология, хирургия. В марте 2020 года все отделения за две недели были реорганизованы для лечения пациентов с COVID-19, а врачи, включая хирургов, стали терапевтами и инфекционистами. Как минимум у трети сотрудников изменились обязанности и подразделение. У многих существенно выросла нагрузка, изменился график работы. Как все это повлияло на людей, как они реагируют на усталость, какие факторы поддержки важны, доверяют ли они руководству и друг другу? Ответы на эти вопросы были сформулированы по результатам исследования, проведенного в октябре-декабре 2020 года на базе московской ГКБ №52 совместно с отделом социологии НИИ организации здравоохранения Москвы (НИИОЗММ ДЗМ). Оценивались удовлетворенность условиями труда, лояльность, степень выгорания, маркеры эмоционального состояния.

Пандемии случаются раз в 100 лет. Сейчас все общество смотрит на медиков, а для них самих этот опыт стал поводом для переосмысления профессии, говорит Надежда Маленкова, медицинский психолог ГКБ №52.

Профессионализм и лояльность

"Лояльность сотрудников - залог устойчивости и нормальной работы организации, и работы в условиях кризиса. Популярная методика оценки - измерение индекса еNPS. Сотрудники по десятибалльной шкале оценивают, какова вероятность того, что они порекомендуют свою организацию в качестве места работы друзьям и знакомых с соответствующей квалификацией. Выявляется доля "промоутеров" с оценкой 9-10 баллов, "нейтралов" с оценкой 7-8 баллов, "критиков" с оценкой 6 и ниже,- рассказывает Игнат Богдан, начальник отдела медико-социологических исследований НИИОЗММ ДЗМ.- Индекс отражает соотношения групп, в ГКБ №52 он значимо выше, чем среднем по медучреждениям Москвы. Вопрос, как меняется лояльность в подобных ситуациях, сложный и пока мало изученный. Влияют различные факторы: с одной стороны, улучшение материального состояния сотрудников за счет ковидных выплат, с другой - тяжелые условия работы. В то же время многие медработники, в том числе в ГКБ №52, говорят о невероятном сплочении коллектива. Рискну предположить, что там, где хорошо организована работа, лояльность растет. В противном случае - падает".

Наиболее значимыми во время пандемии в ГКБ №52 оказались нематериальные факторы: уважительное отношение и взаимная поддержка в коллективе, профессионализм и компетентность руководства и коллег. "Там, где люди подбираются на основании высоких профессиональных и человеческих качеств, атмосфера здоровая и комфортная. Такие коллективы справляются с самыми сложными задачами",- отмечает Надежда Маленкова.

Но чтобы нематериальные факторы работали, должны быть удовлетворены базовые потребности. Московские власти бесплатно предоставили медикам трехразовое горячее питание и возможность жить в гостинице, не боясь заразить близких. "Очень значимо ощущение заботы, а также чувство безопасности, которое давало отсутствие проблем со средствами индивидуальной защиты",- подчеркивает психолог Маленкова.

Сестры и врачи

Наиболее значимым фактором нелояльности стал низкий уровень оплаты труда, ее несоответствие нагрузке. Лояльных врачей оказалось больше.

Постановления правительства РФ №415 и №484 от 2 и 12 апреля 2020 года о стимулирующих выплатах медработникам многие сочли несправедливыми. Размеры выплат существенным образом различались для врачей, младшего и среднего медицинского персонала, а немедицинский персонал, работающий с инфицированными пациентами, не был учтен вовсе. Часть суммы рассчитывалась в процентном отношении к заработной плате: для сотрудников стационаров 100% для врачей, 50% для медсестер, 30% для младших медработников. Соотношение размера самих зарплат для этих категорий примерно такое же. В постановлении №1762 от 30 октября 2020 года порядок выплат изменили, учли другие категории сотрудников. Однако выплаты среднему и младшему персоналу по-прежнему значительно меньше, хотя они проводят с пациентами даже больше времени и рискуют не меньше.

Дисбаланс не только в оплате, но и в престижности медицинских профессий слишком велик. "Современная медицинская сестра - высококвалифицированный специалист, часто с высшим образованием, которому нужно постоянно учиться и очень много знать. Мастерство оттачивается годами. Есть вещи, которые врач просто не сможет сделать без сестры",- объясняет Елена Соколова, заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом ГКБ №52. Сейчас в профессию идут и мужчины: в 52-й больнице почти 70 медбратьев. "Многие и не хотят становиться врачами. У нас другая профессия, кому-то она больше нравится и больше подходит",- говорит госпожа Соколова. Примерно 60% медицинского персонала больниц - сестры, от них, возможно, даже в большей степени зависит выздоровление пациентов. Однако и деньги, и слава, и внимание достаются в основном врачам.

Главврач ГКБ №52 Марьяна Лысенко в разговорах с журналистами говорит не "врачи и сестры", а "сестры и врачи". Путь в медицину она начинала санитаркой. В ГКБ №52 уважительно говорят "санитарочки". Но должности санитарки нет в штатном расписании - только во время пандемии больницам разрешили иметь младший медицинский персонал. В обычное время есть уборщики и буфетчицы. К младшим сотрудникам больше всего нареканий: от них пациенты чаще всего слышат грубые и недопустимые комментарии. "У нас отборный коллектив и остаются лучшие, но профессиональное выгорание практически обеспечено этой категории работников из-за материальной и статусной недооценки их труда",- утверждает Надежда Маленкова.

Причины выгорания

Термин "синдром выгорания" (burnout) предложил американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году для описания деструктивного психологического состояния, которое возникает в ответ на эмоциональное перенапряжение у представителей "помогающих профессий". Работа медиков и педагогов связана с постоянным общением, сопереживанием и большой ответственностью. Популярный "Опросник выгорания Маслач" для оценки уровня выгорания систематизирует симптомы по трем уровням. Первая группа симптомов - эмоциональное истощение и хроническая усталость, они приводят не только к депрессивным состояниям и проблемам со здоровьем, но и к злоупотреблениям стимуляторами. Вторая - деперсонализация, когда пациент становится объектом, обязанности выполняются механически и равнодушно, конфликты возникают и с коллегами. Третья группа признаков проявляется в снижении профессиональной самооценки, чувстве вины. Возможен и отказ от профессии.

Психологи и социологи выявляют факторы, способствующие выгоранию и защищающие от него, разрабатывают тренинги, помогающие с ним справиться. Однако проблема тут не только психологическая, но и социальная, экономическая, политическая.

"Основная причина выгорания - расход ресурсов без возможности полноценного восстановления. Некоторые психотипы больше подвержены выгоранию, и иногда мы можем помочь, научив человека приемам преодоления стресса, рациональному расходованию сил, переключению, помогаем разобраться с личными проблемами, мешающими работе,- рассказывает психолог Маленкова.- Однако выгорание связано и с особенностями труда. Разные группы выгорают по-разному. У врачей в "красной зоне" высокие показатели эмоционального истощения, но есть и противоядие - интеллектуальное творчество, профессиональный рост в коллективе единомышленников, заметный результат труда: спасенные жизни, благодарность пациентов. Все это восполняет энергетические затраты".

Хорошо защищает от выгорания баланс между привычным и новым, например рутиной и творчеством в работе. Новое - это всегда неопределенность, а высокая степень неопределенности тяжела для многих людей. Больше выгорали сотрудники, у которых изменились обязанности, кому пришлось работать в новом коллективе. Слишком много рутины, выполнение чисто исполнительских функций также приводит к эмоциональному истощению, потере интереса к работе и низкой самооценке. У сотрудников, которые считают, что их мнение учитывается при принятии решений, степень выгорания меньше.

Причиной выгорания часто становятся условия работы. Пандемия заставила говорить о том, что к здравоохранению нельзя применять принципы эффективного производства. "В основе выгорания лежат как физиологические, так и эмоциональные факторы. Как правило, все начинается с элементарной физической усталости, когда она становится хронической",- комментирует Надежда Маленкова.

Младший персонал, работающий несколько смен подряд, те, кто перемещался из зоны в зону, сотрудники, формально работающие в "зеленой зоне", но тоже рискующие и болеющие, оказались группами, наиболее подверженными выгоранию.

Кстати, исследование показало, что объем бумажной отчетности, несмотря на огромную нагрузку, связанную с лечением пациентов, даже увеличился в период пандемии. Врачи считают, что без волонтеров не справились бы с ней.

Боевая единица

Пандемия способствовала накоплению уникального опыта - как клинического, так и организационного. Один из его аспектов - условия, при которых команда становится мощной и эффективной "боевой единицей", способной сделать почти невозможное. Если эти условия будут соблюдены на системном уровне, есть шанс, что модель здравоохранения, которая, по сути, только формируется в России, будет эффективной и человечной.