Плата за здоровье: чем живут частные клиники

05 сентября 2019
По материалам РБК. Программа "Деловой день", 26.08.2019 (12-00)

Аналитики ВЦИОМ приводят такие данные: в 2014 году 55% россиян были готовы обратиться в государственные медучреждения. В 2019 году их доля сократилась до 46%. А вот доля сторонников частной медицины выросла за этот период более, чем в 2 раза - с 6 до 15%. При этом каждый третий заболевший занимается самолечением, еще 4% вовсе бездействуют и пускают болезнь на самотек, 1% респондентов все же лечится, но исключительно народными средствами, в том числе обращаясь к нетрадиционной медицине, целителям и знахарям. На фоне падения реальных доходов россияне все чаще доверяют свое здоровье платным структурам. #chart-3456#

Источник: ВЦИОМ

Объем сектора отечественной коммерческой медицины в прошлом году составил 483 млрд рублей. Такие оценки представили аналитики "BusinesStat". По их данным рост рынка частных медицинских услуг в 2018 году составил 10,8%. Стимулирующими факторами стали: рост спроса на услуги специалистов узкого профиля, которых стало заметно меньше из-за оптимизации госучреждений, и увеличение доступности платных услуг. Кроме того, восприятие такой медицины пациентом немаловажно, если ты платишь за услугу, то результат гарантирован.

Российский рынок частной медицины подробно проанализировали эксперты РБК. На прием к врачу в частные клиники обращаются, в основном женщины - они традиционно более внимательно следят за своим здоровьем - 61% против 39%, которые пришлись на представителей сильного пола. #chart-3457#

Источник: "РБК. Исследования рынков"

Только к частникам ходят лишь 4,5% опрошенных, чаще всего в платные центры обращалась молодежь в возрасте от 25 до 34 лет. Более того, эта категория в принципе предпочитает негосударственное здравоохранение, на долю молодежи приходится почти половина тех, кто совсем перестал ходить в государственные поликлиники, диспансеры и больницы. Аналитики РБК отвечают, в частные клиники россияне чаще всего обращаются для получения более качественного обслуживания.

Самый популярный вид услуг в частной клинике - стоматология. Аналитики РБК выяснили, к дантистам за год обратилась четверть всех респондентов, на втором месте всевозможные анализы и диагностические процедуры, об этот говорят и ответы опрошенных, и статистика по видам коммерческих медучреждений. #Chart-3460#

Источник: "РБК. Исследования рынков"

Кроме того, каждый 10-й опрошенный идет в частные клиники к акушерам и гинекологам, далее по популярности следуют офтальмологи и терапевты. Значительно более высокий спрос, чем в государственном секторе, на косметологические процедуры. У коммерческого сектора есть своя специфика и по форме потребления этих услуг, например, набирает популярность внутренний медицинский туризм - найти более выгодное предложение и отправиться за приятной ценой в другой регион - обычное дело для 16% респондентов, в абсолютных числах - это около 26 млн россиян, причем тут есть свои тонкости: жители небольших городов не доверяют качеству обслуживания в местных центрах и отправляются в соседние регионы за лучшим обслуживанием или в поисках специалистов узкого профиля.

Россияне из крупных городов напротив готовы жертвовать этими критериями. Так, например, москвичи могут отправиться за выгодой в региональные центры, но, если расстояния вдруг станут проблемой, то на помощь приходит один из самых модных инструментов коммерческого сектора - телемедицина. 1 января прошлого года вступил в силу закон, который сделал эту сферу услуг легальной. Речь идет о медицинском обслуживании, которое пациент может получить дистанционно - по видеосвязи или в специально приложении-мессенджере. Здесь все: удаленное общение с врачом, повторные консультации, дистанционный мониторинг здоровья или же взаимодействие только между врачами, например, проведение онлайн-консилиумов и семинаров по обмену опытом.

Спектр медицинских услуг широкий - это может быть, например, первичный прием, сбор жалоб и составление анамнеза. Такая форма будет удобна для врачей, которым не обязательно физически осматривать пациента, например, психологам. Удаленное общение подойдет для расшифровки анализов, корректировки лечения, повторного приема, направления к специалисту более узкого профиля или для контроля за реабилитацией на дому. #chart-3461#

Источник: "РБК. Исследования рынков"

Если же говорить об удовлетворенности качеством обслуживания в частных клиниках и государственных учреждениях, то тут статистика предсказуема. Доля положительных отзывов о лечении в муниципальных клиниках составила почти 40%, а в частных это значение куда больше - 72%. В госсекторе полностью довольны медобслуживанием лишь 7% - совсем скромный показатель. В целом одобряют качество около трети опрошенных, еще столько же скорее не довольны лечением, а каждый 10-й пациент оказался полностью недоволен полученными услугами. Люди чаще всего жалуются на сложности при записи к врачу, длинные очереди, низкую квалификацию врачей, нехватку специалистов и невнимательное отношение к пациенту. С частными клиниками ситуация значительно лучше: там качеством услуг полностью доволен каждый пятый пациент, еще половина респондентов скорее положительно оценивает уровень медобслуживания, негативно лечение оценили лишь 13% опрошенных. #chart-3462#

Источник: "РБК. Исследования рынков"

На что же чаще всего жалуются клиенты коммерческих учреждений? Статистика говорит, что тут все упирается в стоимость. На первом месте среди причин недовольства именно дороговизна лечения - 81,7 % недовольных респондентов указали именно претензии к стоимости услуг. 62,5% раскритиковали клиники за навязывание дополнительных необязательных услуг. 58,3% отметили низкую квалификацию врачей и невнимательное отношение к себе. 43,8% пожаловались на невозможность получить основные услуги полностью бесплатно. Эти категории причин недовольства в списке лидеров, но есть и совсем внезапные проблемы, которые набрали меньшее число голосов, но попали в общую статистику. 26,3% жалуются на очереди при записи к врачу, 23,8% не удовлетворены неуважительным отношением со стороны персонала (врачей и администраторов), 21,7% - на длительное ожидание в очереди к врачу, еще 20% - на короткое время приема. #chart-3463#

Источник: "РБК. Исследования рынков"

Источник материала: http://tv.rbc.ru/archive/news/5d63abcf2ae596128bdd8d69