Зачем применять японский менеджмент в российском здравоохранении

08 Августа 2019

Только 28% врачей удовлетворены тем, насколько российская система здравоохранения отвечает потребностям пациентов. Исправить это может японская система менеджмента. В чем ее преимущество, рассказал Максим Кузнецов, гендиректор Philips в России и СНГ
Система медицинской помощи в России очень масштабна: имеет много уровней и по-разному функционирует в каждом регионе. Сегодня наиболее рациональным методом модернизации отечественного здравоохранения становятся трансформационные программы. Для трансформации существует множество методик, но одна из наиболее эффективных — Lean. Некоторые клиники уже на практике применяют эту концепцию. Однако далеко не все видят в ней перспективу, а многие до сих пор опасаются нововведений.

В чем сила Lean

Концепция бережливого производства зародилась в Японии в 70-е годы прошлого века под влиянием учителей западного научного менеджмента. Саму технологию под названием «Производственная система Toyota» разработал японский инженер-управленец Тайити Оно, чтобы радикально повысить производительность на заводах Toyota. С тех пор Lean-система прошла обратный путь с востока на запад и стала востребована во многих областях. Методика позволяет наладить рабочие процессы в строительстве, продажах, логистике и т.д. А со временем эту систему менеджмента стали применять и в здравоохранении.

Внедрение Lean в клиниках помогает взглянуть на весь сквозной процесс — от диагностики до окончания лечения глазами пациентов. Система позволяет добиться одновременно четырех целей:

  • повышение качества обслуживания пациентов (определяется опытом пациента при контактах с медучреждением);
  • улучшение результатов лечения (здоровье пациента);
  • снижение стоимости медицинского обслуживания;
  • улучшение условий труда медицинских работников.
Реализация методики Lean в клиниках способствует созданию системы оказания медицинской помощи, ориентированной на пациента. Она сможет помочь обеспечить доступность медицинских услуг, упростить процедуру записи к врачу, предоставить больше времени врачу для работы с пациентом.

Принципы бережливого производства в здравоохранении

  • определение ценности для пациента (что конкретно для отдельно взятых пациентов означает высококачественная и своевременная медицинская помощь?);
  • выстраивание единого сквозного процесса взаимодействия медицинского учреждения с пациентами;
  • обеспечение непрерывности потока сквозного процесса для получения пациентами своевременных и качественных результатов;
  • стремление делать только то, что необходимо пациентам, упрощать и исключать лишние, усложняющие работу этапы сквозного процесса;
  • готовность к непрерывному совершенствованию процесса оказания помощи, чтобы идти в ногу со временем и отвечать потребностям пациентов.

Почему традиционный менеджмент больше не подходит медицине

По прогнозам Deloitte, в период с 2017 по 2022 год общемировой объем расходов на здравоохранение вырастет с $7,7 трлн до $10 трлн. Ежегодно эти затраты растут на 5,4%.

На финансовые результаты компаний — участниц системы здравоохранения влияют такие факторы, как персонализированная медицина, распространение и развитие технологий, а также особенности страховой системы. Расходы на медицину постоянно растут. Поскольку государства по всему миру нацелены на борьбу с серьезными патологиями, хроническими заболеваниями и общим старением населения, здесь уже недостаточно традиционного менеджмента. Чтобы решить актуальные задачи в медицинской сфере, создают дорожные карты и осваивают проектное управление, применяя разные методики.

По оценкам экспертов, потери во всей цепочке предоставления медицинских услуг населению составляют 30–40%, что открывает простор для внедрения методов бережливого производства для всех участников рынка.

В отличие от традиционного трансформационный подход позволяет стратегически подходить к важным задачам. Например, при необходимости модернизировать техническое обеспечение в клиниках можно посмотреть на стоимость владения в течение всего жизненного цикла и быстро добиться целей оптимизации в партнерстве с крупными игроками на рынке. С помощью такого подхода российские лечебные учреждения в рамках нацпроекта смогут системно подойти к обновлению парка оборудования.

Минздрав оценил

Переход на современные бизнес-практики действительно может помочь повысить качество медицины. Эти перспективы уже оценили и на государственном уровне. Например, госпрограмму «Развитие здравоохранения» перевели на проектное управление с 2018 года. И в 2019 году в рамках этой программы государство приступило к реализации нацпроекта «Здравоохранение».

Его ключевые задачи:

  • увеличить продолжительность жизни населения;
  • снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных опухолей;
  • модернизировать оборудование в клиниках и внедрить телемедицинские услуги в стране.

В рамках этого проекта Минздрав начал формировать модель «бережливой поликлиники» с применением методов Lean. Предполагается, что с ее помощью в медицинских организациях получится перераспределить потоки пациентов, улучшить качество пространства, доступность медицинской помощи, повысить эффективность использования оборудования и т.д. Чтобы реализовать эти цели, на государственном уровне начали формировать «Фабрики процессов». В них с помощью игровой практики обучают принципам и инструментам бережливого производства. А после некоторые клиники используют методы Lean в работе. Суть системы состоит в том, чтобы рассмотреть весь процесс, найти проблемы и постепенно решать их. В итоге есть возможность улучшить работу медицинского учреждения в целом. Например, проблему того, что в поток пациентов попадают посетители, которые пришли только за направлением, можно решить с помощью открытия отдельного кабинета для выдачи бумаг. Это приведет к тому, что пациенты по записи не будут сидеть в длительных очередях из-за неожиданных посетителей.

Сегодня модель «бережливой поликлиники» реализована только в нескольких медицинских организациях. До остальных клиник это дойдет только после того, как проект пройдет все этапы тестирования. Точнее, новую модель собираются растиражировать не менее чем в 2 тыс. организаций 85 регионов России к декабрю 2022 года.

Клиники берут инициативу в свои руки

Согласно исследованию «Индекс здоровья будущего», в 2018 году пациенты и медицинское сообщество готовы к переменам в системе здравоохранения. Например, 82% россиян готовы консультироваться с врачом дистанционно в определенных жизненных ситуациях. Поэтому можно предположить, что в ближайшем будущем здравоохранение в России будет следовать мировым трендам, а реализация нацпроекта позволит высокотехнологичным решениям улучшить качество медицины.

Однако длительное ожидание помощи от государства негативно влияет на сами клиники и пациентов. Главные врачи постоянно сталкиваются с процессами, которые не всегда автоматизированы. И когда возникают проблемы с работой оборудования или низким потоком пациентов, это, в свою очередь, отражается и на работе специалистов. Из-за несовершенства системы управления административная нагрузка на обычных врачей растет, и это сказывается на результатах лечения. Профессия врача подразумевает необходимость постоянно учиться, заниматься наукой, а у наших медицинских работников далеко не всегда появляется такая возможность.