Стратегия развития экспорта медуслуг предлагает преодолеть барьеры языковые, финансовые, страховые и прочие

26 Августа 2019

Правительство России утвердило Стратегию развития экспорта услуг до 2025 г., которая призвана устранить барьеры, мешающие этому поступательному движению. В документ включен отдельный раздел «Медицинские услуги».

В стратегии указано, что для увеличения экспорта медицинских услуг необходимо:

– преодоление языковых барьеров, в частности связанных с получением услуг на иностранном языке и обучением медицинского персонала;

– оказание финансовой помощи экспортерам медицинских услуг, включая возмещение затрат на международную аккредитацию и сертификацию;

– проведение цифровизации медицинского сектора, связанной с оцифровкой медицинских карт, использованием больших данных, а также с развитием телемедицины;

– продвижение российских поставщиков медицинских услуг и их продуктов за рубежом;

– обновление устаревшего санаторно-курортного фонда;

– преодоление административных барьеров, связанных с получением виз для медицинских целей;

– решение вопроса трансграничного медицинского страхования.

Сейчас в России реализуется федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг» (включен в нацпроект «Здравоохранение»), целью которого является увеличение объема экспорта медуслуг не менее чем в 4 раза по сравнению с 2017 г. (до 1 млрд долл. США) на период до 2025 г. В рамках федерального проекта планируется увеличить число пролеченных иностранных граждан с 432 тыс. человек в 2018 г. до 1200 тыс. человек к 2024 г. К числу приоритетных направлений экспорта медуслуг относятся кардиология, онкология, офтальмология, нейрохирургия.

По данным Международной ассоциации медицинского туризма, ежегодно за медицинской помощью вне границ своей страны обращаются около 11 млн туристов. Сектор коммерческих медицинских услуг к 2025 г. достигнет оборота в 3 трлн долл. США. Сейчас крупнейшими экспортерами медуслуг являются США, Великобритания, Турция, Таиланд, Сингапур, Корея, Индия, Иордания, Коста-Рика, Венгрия, Израиль.

В соответствии с индексом медицинского туризма в 2017 г. Россия заняла 34-е место по экспорту медуслуг в рейтинге из 41 страны. Состояние здравоохранения России при этом оценивается как низкое. Стране необходимо обеспечить конкурентоспособные цены, смягчить визовые правила, разработать стратегию, включающую меры по международной аккредитации медицинских учреждений с квалифицированными врачами и медперсоналом и современным оборудованием.

По данным Минздрава, в 2016 и 2017 гг. число иностранных туристов в больницах России возросло с 20 тыс. до 110 тыс., что позволило лечебным учреждениям заработать около 250 млн долл.