Яна Ростовцева: наша стратегия – быть рядом, быть вместе с пациентом (интервью)

16 Сентября 2019

В России сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) занимают лидирующее положение среди основных проблем смертности.

Национальный проект, утвержденный Президентом РФ, призван значительно снизить уровень смертности уже к 2024 г. Во главу угла поставлен пациент, и помимо вопросов, связанных с модернизацией лечебных учреждений и финансирования профилактических мероприятий, крайне необходимо придерживаться пациенториентированного подхода, применяемого всеми развитыми странами мира. О том, какую роль играют фармацевтические компании в решении этих задач, «ФВ» побеседовал с управляющим директором компании «Сервье» в России Яной Ростовцевой.


В поисках совершенства

– Борьба с ССЗ положена в основу нацпроекта, разработан план по снижению уровня смертности, каков вклад фармы в решение этих задач?

– Фармацевтические компании, несомненно, вносят свой вклад в снижение смертности российского населения. Если говорить про кардиологические препараты, в рамках разработки новых лекарственных средств на этапе клинических исследований в качестве важнейших конечных точек оценки эффективности изучается смертность от сердечно-сосудистых, а в ряде случаев и смертность от всех причин. Эффективность онкологических препаратов оценивается по общей выживаемости. Таким образом, создавая новые ЛС, влияющие на различные показатели смертности, и предоставляя доступ к ним, фармацевтические компании направляют свои усилия на продление жизни пациентов.

– Какие программы по взаимодействию с врачами, государством, пациентами «Сервье» развивае в России в контексте борьбы с ССЗ?

– «Сервье» традиционно взаимодействует с научным медицинским сообществом как в рамках образовательных активностей, так и реализации научно-исследовательских программ, включая рандомизированные клинические, эпидемиологические и наблюдательные исследования. В частности, в текущий момент компания завершает проведение двух наблюдательных исследований Стиль и Триколор, которые посвящены оценке эффективности, переносимости и приверженности терапии у различных популяций российских пациентов с артериальной гипертензией и ишемической болезнью сердца в реальной клинической практике. Подобные обсервационные исследования позволяют оценить воспроизводимость результатов рандомизированных клинических исследований с их жесткими критериями включения и исключения и проводящихся в условиях, приближенных к идеальным, в ежедневной практике российского врача, которая сопряжена с такими проблемами как недостаточная комплаентность пациентов, наличие сопутствующих заболеваний и другими ограничениями, сказывающимися на эффективности проводимой терапии. Это, в свою очередь, помогает врачам выбрать наиболее эффективную тактику лечения, которая позволяет достигнуть контроля параметров, влияющих на показатели смертности и продемонстрировавших связь с профилактикой сердечно-сосудистых осложнений.

Не для, а вместе

– Естественно, что при разработке как национальных стратегий, так и бизнес-решений, связанных с выводом новых продуктов на рынок, во главе угла стоит пациент. Все система здравоохранения постепенно меняется, становясь более пациенториентированной. Насколько вы сконцентрированы на работе с пациентами?

– Так называемая стратегия Patient in, то есть деятельность для и вместе с пациентом, является приоритетом для компании «Сервье». Она подразумевает работу на благо пациента не только посредством разработки инновационных ЛС и терапевтических решений, образовательных ресурсов и сервисов для пациентов, исходя из нужд системы здравоохранения, но и предполагает взаимодействие с пациентами и ухаживающими за ними лицами для выявления их потребностей, и что еще важнее, партнерство при реализации тех или иных проектов. Мы считаем, что прошло время, когда врачебное сообщество и фармацевтическая индустрия единолично решали, что является оптимальным для пациента. Сейчас крайне важно не только собирать обратную связь от пациентов относительно тех или иных разработок, но и привлекать их в качестве со-творцов на этапе их планирования и реализации. Философия не только «для», но и «вместе с пациентом» позволяет уйти от устаревшего и изжившего себя патерналистического подхода и перейти на качественно новый уровень. Пациенты хотят принимать решения и получать то, что соответствует их ожиданиям. Не секрет, что несвоевременное обращение к врачу и низкая комлаентность назначаемой терапии приводит к росту частоты сердечно-сосудистых осложнений. За этим стоит как неосведомленность пациентов, так и получение информации в непонятной, недоступной для них форме, неудобство приема препаратов и побочные эффекты. Привлекая пациентов к разработке образовательных материалов и ресурсов, выявляя у них причины отмены терапии, можно добиться большего результата, так как подобное партнерство позволяет найти правильные точки приложения для повышения приверженности лечению и вести диалог на понятном пациенту языке через релевантные средства коммуникации.

– Что компания может предложить своим пациентам, помимо эффективной и безопасной лекарственной терапии? Развиваете ли вы какие-либо программы, которые позволяют мониторить потребности каждого пациента, перефразируя известное выражение, держать руку на его пульсе?

– Компания реализует ряд проектов, направленных на повышение осведомленности населения о сердечно-сосудистых заболеваниях, например, артериальной гипертензии. Этому посвящена информационная компания #Потомучтотакнадо (#becauseIsayso), которую мы проводим уже второй год. Почему она называется именно так? Ответ прост: вспомните, что родители после долгих объяснений и убеждений, что важно и нужно сделать детям ради их же блага, в конце концов говорят просто: «Потому что так надо!». В нашем проекте мы приглашаем повзрослевших детей позаботиться о своих родителях и еще раз напомнить о необходимости контроля артериального давления и своевременного приема назначенного лекарственного препарата. Весной 2019 г. мы запустили социальный видео-ролик, собравший более 800 тыс. просмотров в социальных сетях. В ролике мы призываем молодых людей задуматься о проблеме артериальной гипертензии и позвонить своим родственникам с напоминанием измерить артериальное давление. Совместно с Российским Кардиологическим Обществом (РКО) в мае 2019 г., в месяц измерения артериального давления, инициированный Международным обществом по лечению артериальной гипертонии, мы организовали серию скринингов по всех стране. В июле компания «Сервье» поддержала проведение фестиваля «Московское долголетие в ТиНАО», в рамках которого также осуществлялись мероприятия по осведомленности населения о сердечно-сосудистых заболеваниях.

При поддержке компании «Сервье» рабочей группой по сердечно-сосудистой терапии Европейского общество кардиологов (ESC) и Российским Кардиологическим Обществом были разработаны комплект материалов о симптомах стенокардии для пациентов: постеры, инфографика, брошюра для подготовки к визиту к врачу, ответы на часто задаваемые вопросы о заболевании и рекомендациях по образу жизни, а также визуально-аналоговая шкала для измерения степени интенсивности симптоматики стенокардии.

Кроме того, «Сервье» разработала материалы и мобильное приложение для оценки контроля за симптомами стенокардии в рамках проекта «Один день со стенокардией». В поддержку пациентов, перенесших стентирование создан сайт poslestenta.ru, где можно найти информацию об инфаркте миокарда, чрескожном коронарном вмешательстве, рекомендации об образе жизни после выписки из стационара. 

Читаем правильно

– Что дает компании тесное общение с пациентами? Помогает ли это корректировать стратегию компании?

– Взаимодействие с пациентами позволяет определиться с тем, что мы можем им предложить, чтобы удовлетворить их насущные потребности, подобрать правильные формулировки при информировании населения. В частности, перед реализацией новых цифровых проектов мы планируем изучить ожидания и нужды пациентов и ухаживающих за ними лиц. Привлечение пациентов позволяет выбрать актуальный контент и улучшить качество материалов для пациентов. Наиболее частой жалобой со стороны пациентов является обилие непонятной медицинской терминологии при общении с работниками здравоохранения и в инструкции по медицинскому применению препаратов. Согласно результатам исследований пациенты расценивают листок-вкладыш, поставляемый вместе с препаратом, как наиболее важный после врачей и фармацевтических работников источник информации. В настоящий момент мы занимаемся перерегистраций наших ЛС в соответствии с требованиями уполномоченных органов государств – членов Евразийского экономического союза, в соответствии с которым помимо общей характеристики лекарственного препарата разрабатывается листок-вкладыш, который проходит потребительское тестирование, то есть пациенты оценивают содержание, дизайн и верстку этого вкладыша. Оценка листка-вкладыша пациентами позволяет корректировать и готовить текст инструкции, который помогает пациентам принимать безопасные и правильные решения о применении препарата.

– Какие новые терапевтические решения появятся на рынке в ближайшее время? Насколько они актуальны для российских пациентов?

– В России в год на 100 тыс. населения регистрируется 3 608 инсультов, что выше, чем в Европе. Таким образом, проблема профилактики инсультов, включая кардиоэмболические, крайне актуальна в России. Мы планируем вывод нового антиакоагулянта, с целью решения этой проблемы. 

Если в мире, по данным ВОЗ, в 2008 г. распространенность АГ у взрослых старше 25 лет в мире составляла около 40%, то в России, по данным российских эпидемиологических исследований, распространенность АГ достигает 44%. Последние рекомендации по ведению пациентов с артериальной гипертензией Европейского общества кардиологов активно поддерживают использование фиксированных комбинаций препаратов даже при инициации антигипертензивной терапии. Учитывая данные тенденции, компания «Сервье» планирует выход фиксированной комбинации антигипертензивных средств со статином.