Обнаруженная в Индии мутация коронавируса может свести на нет попытки разработать вакцины

18 апреля 2020

В ходе исследования генетической последовательности нового коронавируса ученые из Австралии и Тайваня обнаружили мутацию, которая может влиять на его присоединение к клетке. Это поставит под угрозу текущие разработки вакцин против COVID-19.

У одного из изолированных в Индии штаммов коронавируса присутствует мутация шиповидного белка, с помощью которого он присоединяется к определенным клеткам, выяснили ученые из Австралии и Тайваня. Генетический анализ показал, что SARS-CoV-2 - вирус "молодой" и имеет меньшее количество мутаций по сравнению с родственным SARS-CoV. Первым об этом написало издание South China Morning Post.

Исследуемый штамм был выделен в январе, но его полная геномная последовательность была представлена научному сообществу только в марте. Удалось обнаружить, что мутация произошла в структуре шиповидного белка коронавируса. Известно, что мишенью этого белка являются содержащие фермент ACE2 клетки, расположенные главным образом в легких. С помощью метода компьютерного моделирования ученые выяснили, что мутировавший вирус с меньшей вероятностью может связываться с ACE2 и проникать в клетку.

Как заявляют исследователи, это первое сообщение о такой значимой мутации коронавируса, которая может поставить под угрозу разработку вакцины против COVID-19, ведь шиповидный белок был главной мишенью для разработки вакцин и терапевтических средств. Текст препринта статьи опубликован на сайте biorxiv.org.

Некоторые эксперты, опрошенные SCMP, считают, что данное открытие может быть связано с ошибкой в процессе секвенирования или компьютерного моделирования. Результаты этого исследования потребуют дальнейшего подтверждения.

Как отмечает издание, число подтвержденных случаев COVID-19 в Индии резко выросло в последние недели и сейчас составляет около 10 тыс. Особенно заметен рост в густонаселенных регионах, и ученые всерьез опасаются, что во второй по населению стране мира может произойти крупная вспышка коронавирусной инфекции.

По данным Китайского национального центра биоинформации (China National Centre for Bioinformation), уже обнаружено более 3,5 тыс. мутаций нового коронавируса с момента его первой идентификации в январе. По мнению экспертов, эти штаммы могут быть лишь верхушкой айсберга, и для борьбы с коронавирусом подобно вирусу гриппа понадобится много вариантов вакцин.