Расходы федерального бюджета на здравоохранение не преодолеют планку в 1% ВВП до 2025 года

25 октября 2022
vedtver.ru

Экономисты предупредили о рисках сокращения расходов на здравоохранение в России. После значительного увеличения финансовых вливаний в отрасль в 2020 году динамика на предстоящую трехлетку выглядит скромной.

Изменение макроэкономической ситуации не привело к пересмотру основополагающих принципов формирования федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» и бюджета Федерального фонда ОМС (ФОМС). Доля расходов на здравоохранение в структуре ВВП продолжит снижение, а в структуре расходов федерального бюджета показатель останется в пределах 5,1-5,4%, следует из заключений экспертов экономических университетов России на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

Только цифры

Расходы федерального бюджета на финансирование отрасли в структуре ВВП не превысят в 2023-2025 годы 0,9%. Это меньше по сравнению с 1,12% в 2021 году и оцениваемому в текущем году показателю в 1,05%. В расходах консолидированного бюджета доля здравоохранения составит в 2023 году 4,9% к ВВП, увеличившись к 2022 году на 16% (4,5% ВВП), но дальше останется фактически на этом уровне, обращают внимание эксперты Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

Значительное увеличение расходов федерального бюджета на здравоохранение произошло в 2020 году — в 1,87 раза, с 713 млрд до 1,3 трлн руб. В 2021 и 2022 годы рост составил 10,5 и 4% соответственно. Законопроект «О федеральном бюджете» предусматривает сокращение расходов на здравоохранение в 2023 году на 6,6% в номинальном выражении и на 9,8% в реальном (1,4 трлн руб.). В 2024—2025 годы планируется незначительное увеличение расходов в номинальном выражении — на 1,7% (1,45 трлн руб.) и 1,1% (1,47 трлн руб.). Но в реальном выражении расходы уменьшатся на 2,1 и 2,9% в год соответственно. Расходы из всех бюджетов бюджетной системы на здравоохранение составят в 2023 году 6,17 трлн руб.

Об уменьшении приоритетности расходов на здравоохранение в федеральном бюджете свидетельствует и тот факт, что их размер в проекте федерального закона меньше, чем значения, указанные в пояснительной записке к документу и в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023-2025 годы, обратили внимание в НИУ «ВШЭ». Расхождение в приведенных величинах небольшое, но сам факт уменьшения расходов на здравоохранение в финальном документе говорит о снижении значения здравоохранения в реальной бюджетной политике, считают эксперты.

В Институте экономики РАН также полагают, что представление нацпроекта «Здравоохранение» в пояснительной записке раньше, чем госпрограммы «Развитие здравоохранения», свидетельствует «по меньшей мере об игнорировании иерархии государственных программ и национальных проектов».

Последствия

В Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) отметили, что основными последствиями ужесточения бюджетных ограничений для отрасли стали сокращение объема инфраструктурных проектов в рамках нацпроекта «Здравоохранение» и отказ от ряда ранее планируемых расширений государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, прежде всего в сегменте лекарственного обеспечения. В частности, не получили финансовой поддержки программы борьбы с гепатитом C и сахарным диабетом, увеличения закупок лекарств для пациентов с ВИЧ, расширения лекарственного обеспечения больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, проходящих лечение в амбулаторных условиях.

В зоне риска, по мнению экспертов РАНХиГС, находятся региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения и финансовое обеспечение помощи онкобольным в соответствии с клиническими рекомендациями, объемы финансирования которых сохранены на ранее утвержденном уровне при высокой вероятности роста потребности в средствах. При этом резкое удорожание оборудования и стройматериалов уже привело к нарушению графика сдачи объектов «первички» в 2021 году. Аналогичная проблема существует для базовой программы ОМС, темпы увеличения подушевого норматива финансового обеспечения которой, предусмотренные бюджетом ФОМС, второй год подряд не покрывают фактического уровня инфляции.

Увеличение финансирования предусмотрено только по федпроектам «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» (в 2023 и 2024 году на 2,2 млрд и 2,4 млрд руб. соответственно) и «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» (на 1,8 млрд и 2,1 млрд руб.), оказывающим относительно слабое влияние на здоровье населения.

В НИУ «ВШЭ» уверены, что снижение расходов на здравоохранение не оправдано в условиях ухудшения показателей состояния здоровья населения и роста смертности, в том числе в связи с ухудшением доступности плановой медпомощи. «Последствия пандемии COVID-19 будут проявляться в последующие годы, и для их преодоления нужны дополнительные расходы на профилактику обострений, лечение заболеваний и реабилитацию пациентов. Сохраняются и высокие риски новых эпидемий», — предупредили экономисты.

Слабым утешением может служить то обстоятельство, что сокращение расходов проведено не механически, как бывало ранее, — на все проекты в одинаковой пропорции, а по конкретным направлениям и объектам.

Деньги ФОМС

Наиболее существенное увеличение расходов ФОМС запланировано по статье нормированного страхового запаса (НСЗ), что может объясняться стремлением усилить защиту системы ОМС в условиях высокой неопределенности, считают в РАНХиГС. Одновременно был пересмотрен порядок использования этих средств, допускающий расходование НСЗ на финансовое обеспечение отдельных решений правительства без дальнейшей детализации. При этом отчисления в НСЗ и на оплату ВМП, оказываемой федеральными медорганизациями, фактически представляют собой средства, изъятые из финансового обеспечения базовой программы ОМС, доля которых в расходах ФОМС быстро растет — с 7,5% в 2022 году до 10,4% — в 2023–м.

«Увеличение обособленных статей расходов становится не только одним из факторов сдерживания роста финансового обеспечения базовой программы ОМС, но усугубляет проблему многоканального финансирования здравоохранения и закрепляет отход от развития страховой медицины в России», — заявили в РАНХиГС.

Источник: https://medvestnik.ru/content/news/Rashody-federalnogo-budjeta-na-zdravoohranenie-ne-preodoleut-planku-v-1-VVP-do-2025-goda.html?utm_source=main