20% в год - потенциал роста рынка медицинских франшиз в России
Анализ исследования, проведенного экспертами портала Franshiza.ru по заказу СПАО "Ингосстрах" и сети клиник "Будь Здоров", показал, что спрос на медицинские франшизы за I квартал 2025 года вырос на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2024-го. По итогам текущего года он может составить 17-19%, а в 2026 году - увеличиться до 20%.
Потенциальных партнеров франшизы привлекает устойчивый и постоянный спрос на медуслуги и достаточно высокий уровен ожидаемой рентабельности: 15-30% в зависимости от региона, конкурентной среды и реализуемой программы. Но особенности франчайзинга в этом сегменте рынка в том, что стремительное развитие невозможно. Кроме того, он специфичен и не привлекает широкую массу потенциальных партнеров. Поэтому большинство франшиз здесь небольшие по меркам франчайзинга - менее 10 точек (38%).
Согласно исследованию, всего на начало 2025 года на рынке насчитывалось не менее 90 медицинских франшиз, в том числе франшизы медицинских центров, лабораторий, стоматологий, центров по коррекции фигуры, инфузионной терапии, лечения зависимостей. Инвестиции в сегменте варьируют от 500 тыс. руб. на запуск медицинской лаборатории и свыше 100 млн руб. для многопрофильной клиники.
"Клиники стали самыми востребованными франшизами медицинского сегмента, спрос на них растет второй год подряд. Причем такие франшизы интересны как для запуска с нуля, так и для действующих медцентров, которые хотят из разряда одиночных перейти в сеть под сильный бренд и повысить тем самым свою эффективность и узнаваемость на рынке", - отметила руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская. Драйвером роста выступают франшизы узкоспециализированных медицинских клиник (стоматология, ортопедия, гинекология и т.д.), и, по прогнозам экспертов, этот тренд усилится в ближайшие годы. Сегодня на их долю приходится 69% всех клиник по франшизе. На втором месте - многопрофильные клиники (17%) и медицинские лаборатории (14%). По географии открытия новых точек первое место занимает Москва. Далее следуют Санкт-Петербург, Краснодар, Ростов-на-Дону и Ставрополь. В качестве приоритетных для развития такого бизнеса рассматриваются города с населением от 400 тыс., а также города с более низкой численностью, но высокой покупательной способностью, такие как Стерлитамак, Ханты-Мансийск, Новый Уренгой.
В 2024-2025 годах 34-37% запросов на покупку медфраншиз приходило от владельцев действующего медицинского бизнеса, которые заинтересованы в расширении, диверсификации или конверсионной модели франчайзинга. Это говорит о том, что франчайзинг способен не только помочь запустить бизнес непрофильным инвесторам, но и оптимизировать, систематизировать и улучшить финансовые показатели уже существующим медицинским предприятиям.