Даванков: в России сегодня не хватает более 23 тыс. врачей и около 63 тыс. медсестер и фельдшеров

12 декабря 2025
ФОТО: kadntceva

В Мосгордуме состоялся круглый стол на тему «Кадровая политика в здравоохранении: аккредитация, отток специалистов и новые вызовы отрасли». Мероприятие проводилось по инициативе руководителя фракции партии «Новые люди», вице-спикера Государственной Думы Владислава Даванкова. Открывая заседание, он, в частности, отметил, что необходимо создание системы, «в которой большое значение имеют обучение, мотивация, наставничество и поддержка новичков – все то, что помогает людям развиваться и оставаться в профессии».

Все эти процессы очень нужны в современной системе здравоохранения. Главное – человек. Если нет нормальных условий, прозрачного карьерного роста, поддержки – специалисты уходят, утверждает Даванков. «Это - одна из самых острых проблем в отрасли – кадровый дефицит. В России сегодня не хватает более 23 тыс. врачей и около 63 тыс. медсестер и фельдшеров. Проблема будет обостряться: опытные сотрудники уходят, а новые приходят слишком медленно»,- заявил вице-спикер Государственной Думы.

Ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), основатель медицинского издательства ГЭОТАР-Медиа, доктор медицинских наук Гузель Улумбекова подчеркнула, что «мы обсуждаем срочные шаги, которые необходимо предпринять в здравоохранении и других отраслях. В первую очередь, требуется государственная программа с долгосрочным финансированием разработки и внедрения проектов – не только по грантовому принципу».

Следующий шаг – создание отдельного департамента или отдела в Минздраве России и НМИЦ, который будет централизованно координировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, считает Улумбекова, отмечая, что особое внимание необходимо уделить усилению и совершенствованию процесса регистрации ИИ-моделей, а также пострегистрационному мониторингу и контролю.

По ее мнению, также важно внести изменения в законодательство об образовании, профстандартах и государственных образовательных стандартах, чтобы в программы были включены новые разделы, направленные на совершенствование профкомпетенций.

«Отдельно хочу подчеркнуть необходимость немедленного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в вузах и улучшения условий труда, включая меры по повышению престижа профессии ученого и преподавателя. И, наконец, еще один приоритет – защита авторских прав творческих и научных профессий», - подытожила Гузель Улумбекова.

Директор Национальной ассоциации клиник эстетической медицины Александр Терентьев заявил, что «сегодня в России мы наблюдаем негативные тенденции на рынке медицинских услуг. Растет число специалистов, работающих вне системы, в том числе частнопрактикующих без должного учета и контроля, < ... > увеличивается количество нелегальных медицинских коворкингов, < ... > расширяется оборот фальсифицированных и контрафактных медицинских изделий, лекарственных средств». Руководитель ассоциации отметил, что такие тенденции приводят к снижению качества и безопасности медицинских услуг. Кроме того, появляются учебные центры, которые обучают немедицинский персонал проведению медицинских процедур, в том числе инъекционных. Распространена практика демпинга, когда услуги предлагаются по искусственно заниженной цене за счет полного игнорирования стандартов и требований безопасности.

Член Экспертного совета по малому и среднему предпринимательству (МСП) при Комитете Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству Сергей Чвыров обратил внимание участников круглого стола на тот факт, что «в настоящее время нерегулируемый рынок медицины продолжает расти. По примерным подсчетам, только на деятельность 1 тыс. врачей общая сумма налогов и взносов, не поступивших в доходы государства за год, составляет более 2,4 млрд рублей».

По итогам круглого стола была принята резолюция. В частности, участники заседания предлагают рассмотреть возможность создания рабочей группы при Мосгордуме с участием представителей профессиональных ассоциаций, медицинских вузов, органов исполнительной власти Москвы и экспертных организаций для анализа выявленных проблем кадровой политики; выработки предложений по совершенствованию механизмов аккредитации и подтверждения квалификации; формирования рекомендаций по поддержке молодых специалистов и развитию системы наставничества; оценки влияния технологических решений, включая искусственный интеллект, на кадровую нагрузку в здравоохранении.

Также профильным ведомствам – Минздраву России, Департаменту здравоохранения Москвы, образовательным учреждениям – рекомендуется продолжить работу по унификации процедур подготовки кадров, повышению прозрачности аккредитационных процессов и снижению административных барьеров.