В России каждый третий врач делится с пациентами личными контактами для внерабочего общения

24 декабря 2025
ФОТО: Designed by freepik

Результаты опроса, проведенного сервисом «Актион медицина», свидетельствуют, что каждый третий врач в России готов дать пациенту личный номер телефона или контакт в мессенджере для консультации. Почти столько же медиков категорически против подобной практики, сообщает издание «Коммерсант», ссылаясь на исследование сервиса. Опрошенные руководители клиник не поддерживают подобное общение с пациентами, но признают, что иногда оно необходимо. Минздрав не запрещает такую коммуникацию, но напоминает о важности конфиденциальности.

Отказываются давать пациенту свои нерабочие контакты 38,5% респондентов, 14,25% используют для этого отдельный телефонный номер, а 5,8% — альтернативные каналы связи, включая электронную почту. Только постоянным пациентам готовы дать свой номер телефона 6,5% опрошенных, менее 2% просят звонить лишь в экстренных случаях или в принципе отказываются общаться таким образом.

Статистика показывает, что большинство врачей (42,4%) используют для общения с пациентами WhatsApp, на втором месте Telegram (23,2%), отечественный Max был упомянут 15 респондентами. Почти половина медиков вовсе не используют соцсети и мессенджеры для связи с пациентами

Почти половина опрошенных (38,6%) не используют мессенджеры для связи с пациентами. При этом 23,8% получили от руководства рекомендацию избегать иностранных сервисов, но в 64,6% организаций таких запретов нет.

В опросе приняли участие 1,2 тыс. специалистов.

Эксперты признают, что при нарушении правила о запрете передачи персональных данных через иностранные мессенджеры штрафы не грозят рядовым врачам. Но должностные лица, например главврачи, от этого не застрахованы. Поэтому нужно на локальном уровне издать акты и ознакомить с ними под роспись сотрудников в тех организациях, которых коснулся запрет.

Эксперты сервиса «Актион медицина» отмечают риски утечки персональных данных: пациенты часто пересылают в чаты выписки и данные анализов, не задумываясь о защите. По закону любое дистанционное общение, касающееся лечения, приравнивается к телемедицине, которую нельзя проводить вне рабочего места. Руководители клиник признают необходимость такой связи в экстренных случаях, но настаивают на границах ее использования.