Первый проректор ВШОУЗ Николай Прохоренко: "За цифровыми базами знаний для врачей будущее"

15 сентября 2022

Трансляции медицинских знаний в цифровую эпоху посвящено третье пленарное заседание Первого Конгресса РОСМЕДОБР, открывшегося 15 сентября 2023 года в Москве.

Первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением, генеральный директор ООО «ВШОУЗ-КМК» Николай Прохоренко представил обзор зарубежных и российских цифровых справочно-образовательных систем. Он отметил, что цифровые базы знаний для врачей – это условие текущего мира, надо понимать, что за этим будущее, причем не просто в виде информации, а в виде связанного семантического пространства.

Эксперт напомнил о существующих зарубежных ресурсах, отметив, что они, как правило, на английском, достаточно дорогие, а сейчас за них еще и сложно платить. Николай Прохоренко сообщил, что ВШОУЗ разработана медицинская семантическая платформа WellComes, которая станет альтернативой иностранным ресурсам. На ней представлен широкий спектр современной информации по самым актуальным вопросам современной медицины.

- Мы подошли формулировке и формированию контента именно со структурной точки зрения, чтобы пользователь, которому нужен контент, мог его найти в разных разрезах и плоскостях и перейти от одного вида контента к другому, не выходя их этой программы. Если говорить о будущем, то это самая начальная верхушка айсберга, - подчеркнул он во время презентации ресурса.

Николай Прохоренко также считает, что качество и компетенция врача востребованы, но они должны быть востребованы и теми структурами, которые платят врачам за качество и компетенции. По его мнению, пока в системе здравоохранения не будет оплачиваться качество и компетентность, никакие усилия не дадут результатов. Он выразил сожаление, что в сегодняшнем здравоохранении качество востребовано пациентов, но не заказчиком.

- Если Министерство здравоохранения скажет, что сделает все, чтобы платить только за качество, это станет серьезным вызовом организаторам здравоохранения, потому что после этого надо научиться измерять объем и качество работы на всех уровнях, - полагает эксперт.

Начальник учебного управления ФГБОУ ВО СЗГМУ им.И.И.Мечникова Минздрава России Захар Лопатин рассказал о цифровых компонентах в медицинских образовательных программах. Он отметил, что цифровые компетенции – это глобальное понятие, которое включает знания, умения, навыки применения сквозных цифровых технологий.

- Работодателю не важно, чтобы врачи владели всеми этими технологиями, но большинство из них врач должен знать и понимать, когда их применить, - подчеркнул он.

Ректор Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России Дмитрий Сычев рассказал о внедрение технологий доказательной и персонализированной медицины через образование. Он напомнил, что на базе Академии во время пандемии COVID-19 был создан специальный информационный центр по вопросам фармакотерапии у пациентов с этим заболеванием, который был предназначен для информационной поддержки в принятии решений врачами – клиническими фармакологами. Анализ запросов позволил сделать заключения, которые «моментально внедрялись в учебные материалы образовательных программ».

Ректор ВШОУЗ Гузель Улумбекова сообщила, что бумажные книги в мире покупают в 1,5-2 раза чаще, чем электронные, а больше всего покупают аудиокниги.

- В последние два года рост продажи электронных книг остановился, - сказала она.

При этом в половине вузовских библиотек цифровые ресурсы составляют более 30%, а 6% библиотек вообще не хотят приобретать бумажные книги. По ее словам, крупнейшее издательство медицинской литературы на англоязычном пространстве Elsevier ежегодно выпускает 550-600 новых наименований книг, крупнейшее издательство медлитературы на русском языке ГЭОТАР-Медиа – 350-400. При этом оба издательства издают почти все книги и в бумажном, и в электронном виде. Электронные стоят примерно на 30% дешевле. Гузель Улумбекова рассказала о новинках ГЭОТАР-Медиа, а также представила новый информационный ресурс «ОргЗдравЭксперт».

Заведующий кафедрой патофизиологии Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Петр Литвицкий рассказал о том, каким должен быть учебник для студентов в эпоху цифрового здравоохранения. По его мнению, сегодня говорить надо об учебно-методическом комплексе, потому что «учебником» как источником информации студенты уже не пользуются.

- У них в руках сейчас айфоны, айпэды и там закачаны наши бумажные учебники, - пояснил он.

Завкафедрой представил подготовленные совместно с ГЭОТАР-Медиа учебники по патофизологии, которые существуют в электронном виде. Он также отметил, что в подготовке учебно-методического комплекса участвовали и студенты.

Советник при ректорате Ярославского государственного медицинского университета Алексей Павлов представил «Атлас будущего в руках российских студентов». По его словам, обеспечить качество дистанционного обучения, сопоставимое с обучением в очном формате и предоставить студенту дистанционно в реальных условиях получить доступ к качественному морфологическому контенту сегодня возможно на основе использования разработок в сфере технологий виртуальной микроскопии. По его мнению, подобные разработки займут достойной место в формировании единого цифрового морфологического образовательного пространства системы высшего медицинского образования.

Проректор по образовательной деятельности ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России Елена Авдеева выступила с докладом «Цифровое здравоохранение: Какие специалисты нужны?» Она отметила, что самарский вуз давно стал на инновационный путь развития. За эти годы, не потеряв ни клиники, ни кафедры, ни научно-педагогические школы, были созданы центр прорывных технологий в медицине, инжиниринговый центр, а сейчас вуз занимается строительством площадки для производства высокотехнологичного оборудования.