Новый лекарственный механизм борьбы с туберкулезом открыли на Урале

05 сентября 2019

Ученые из Екатеринбурга синтезировали ряд соединений, подавляющих рост туберкулезных бактерий. На базе этих веществ они намерены создать эффективные противотуберкулезные препараты.

Исследованиями занимались химики из Уральского федерального университета (УрФУ) совместно с коллегами из Института органического синтеза и Института общей генетики РАН. Результаты их работы опубликованы в European Journal of Medicinal Chemistry.

За основу для создания новых препаратов ученые взяли производные имидазотетразинов. По структуре эти молекулы очень похожи на широко распространенные в природе пурины - компоненты ДНК. Большое количество атомов азота позволяет им воздействовать на различные биологические мишени.

Ученые выращивали культуры микобактерий и наблюдали за реакцией на синтезированные соединения. Они выяснили, что вокруг бумажного диска, пропитанного имидазотетразинами, рост микроорганизмов прекращается. По мнению исследователей, новый механизм воздействия и невысокая частота возникновения лекарственно-устойчивых мутантов позволяют считать производные имидазотетразина перспективными средствами в борьбе с туберкулезом.

Свердловская область - не самый благополучный регион в плане заболеваемости туберкулезом, отмечает Игорь Медвинский, замдиректора Уральского НИИ фтизиопульмонологиии по научно-исследовательской работе. "Во-первых, здесь много колоний, где содержатся заключенные, - говорит он. - Во-вторых, это перекресток транзитных маршрутов наркоторговцев. Трудовая миграция тоже вносит свою лепту. И в целом, по статистике, заболеваемость туберкулезом увеличивается с запада на восток. Наибольшие показатели как раз в Уральском и Сибирском федеральных округах".

На Урале первый препарат для борьбы с туберкулезом создали в начале 50-х гг. сотрудники УПИ (сейчас - УрФУ). Дальнейшие исследования шли с переменным успехом. Были случаи, когда соединения, выдержавшие клинические испытания (изакрид, метилфтивазид), показывали высокую активность, но не использовались в медицинской практике из-за побочных эффектов. В этом специфика синтеза молекул, считают исследователи. Действенность новых веществ - это функция их токсичности.

Ученые рассчитывают, что новый препарат окажется действенным и безопасным.