"Вертекс" о маркировке: поздно кричать "караул", когда почти три года идет эксперимент

23 октября 2019

По мнению фармацевтической компании "ВЕРТЕКС", обязательную маркировку упаковок лекарств нужно вводить в установленный срок с 1 января 2020 года для фармпроизводителей, и "ВЕРТЕКС" к ней готов.

"Конечно, в идеале нужно учитывать мнение всех, но можно столкнуться с ситуацией, как у Лебедя, Рака да Щуки. Уповать на перенос запуска системы как на спасение и искать виноватых в своих бедах уже не вариант, - считает Георгий Побелянский, генеральный директор фармацевтической компании "ВЕРТЕКС". - Маркировка в аптечных сетях - это отдельный сложный вопрос. Возможно, имеет смысл поэтапное внедрение - сначала обеспечить обмен данных производителей с системой мониторинга движения лекарств. После подтверждения ее работы подключить фармрозницу".

В "ВЕРТЕКСе" не исключают, что у ряда фармпроизводителей могут быть проблемы с маркировкой. Для этого до конца года есть некоторое время для их устранения. Однако в компании придерживаются мнения, что немного поздно кричать "караул", когда почти три года идет эксперимент по оценке эффективности системы, а дата старта маркировки утверждена федеральным законом за подписью Президента РФ.

"У "ВЕРТЕКСа" поначалу тоже были сложности и опасения по поводу внедрения системы, и я даже выступал против маркировки или хотя бы за увеличение срока реализации проекта для рынка. Но федеральный закон стал неизбежностью, которая была принята как должное с осознанием плюсов для отрасли, отдельно взятой компании и потребителей, - рассказывает Георгий Побелянский. - Мы сделали все, чтобы реализовать проект. У нас большое производство (прогноз по итогам 2019 г. - более 86 млн упаковок отгруженной продукции, из них более 80 млн упаковок лекарств, в том числе из перечня жизненно необходимых - ЖНВЛП), и для покрытия незапланированных расходов на маркировку в размере около 400 млн рублей мы вынуждены были взять кредит". Летом "ВЕРТЕКС" в числе первых фармпроизводителей заявил о своей готовности к старту работы системы с 1 января 2020 года.

При этом существенной нагрузкой для компании и, вероятно, для других участников рынка, станет плата на коды для нанесения маркировки. И это повод для обсуждения ее отмены или возложения такой обязанности на государство, либо уменьшения цены. Сейчас в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8.05.2019 № 577 стоимость одного кода маркировки составляет 50 копеек без учета НДС.

Однако относительно сроков маркировки в компании отмечают, что принцип "все можно отложить" непродуктивен. Надо проверить симбиоз "государство-бизнес" на прочность и для коммерческих компаний, и участников проекта от госструктур, и уже тогда делать выводы. Возможно, полученный итог станет примером того, чтобы будущие изменения национального масштаба готовились с учетом мнений представителей отрасли еще при постановке целей проекта. А ответственность должны нести все.

"Тем не менее я поддерживаю заявления коллег из других компаний - лидеров и заметных участников фармрынка, представителей Росздравнадзора, Минпромторга, Минздрава и Межфракционной рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения и обращения лекарственных средств, которые подчеркивают, что маркировка должна быть внедрена в срок, - сообщает Георгий Побелянский. - Обязательная маркировка лекарств с 1 января 2020 года - это определенный катарсис для фармрынка, завершение продолжительного подготовительного процесса и новая точка отсчета".