Бережливый лидер. Минздрав подготовил критерии для трех уровней поликлиник

26 Августа 2019

Министерство здравоохранения России представило проект требований, которым должна отвечать поликлиника, претендующая на звание "бережливой". Каждому учреждению будет присвоен определенный уровень – «Базовый», «Прогрессивный», «Лидерский», в зависимости от совершенности работы учреждения.

Новая модель поликлиник разрабатывается и планируется внедряться в рамках нацпроекта «Здравоохранение». По предварительным расчетам, за шесть лет число организаций, участвующих в создании и распространении новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, должно увеличиться с 3% до 72,3%

"Внедрение бережливых технологий направлено в системе здравоохранения, в первую очередь, на создание пациентоориентированной системы оказания медицинских услуг и благоприятной производственной среды для медицинского персонала, повышению имиджа медицинских работников, привлечению в первичное звено здравоохранения молодых специалистов", – говорится в тексте документа, размещенного на портале "Будущее России. Национальные проекты".

Присваивание учреждению одного из трех уровней будет происходить на основе 22 критериев бережливости, которые включают в себя характеристики по планировке и организации подразделений поликлиники, наиболее часто посещаемых пациентами. Прежде всего оцениваться будет регистратура, процедурные кабинеты, кабинеты приема и диагностики и отделения медицинской профилактики.

8 из 22 критериев планируется сделать обязательными для всех учреждений, участвующих в реализации новой модели медицинской организации. Тем организациям, которые отвечают этим критериям, будет присвоен «Базовый» уровень.

Блок обязательных критериев будет сконцентрирован на мероприятиях, направленных на ликвидацию наиболее острых проблем, с которыми сталкивается пациент в медицинском учреждении. Первое – это доступность медицинской помощи, и второе – комфортные условия для нахождения в больнице.

Важным критерием для решения этих задач является управление потоками пациентов, которые хотят пройти диспансеризацию или профилактический осмотр, и тех, кто обращается за другими видами медицинской помощи. Предлагается «развести» их по времени, используя предварительную запись, и в пространстве – создав новые кабинеты.

Чтобы критерий по обеспечению амбулаторного приема был выполнен, пациентов по предварительной записи должно быть не менее 90%, причем половина из них должна иметь возможность записаться на прием из дома – по телефону или через портал услуг.

Для создания комфортных условий пребывания в поликлинике персоналу будет необходимо определить потребность в количестве мест ожидания, оборудовать зоны ожидания и организовать систему информирования и навигации для пациентов. Согласно этому критерию, поиск информации о расположении кабинетов и отделений учреждения должен занимать у пациента не более 30 секунд.

Еще одним требованием для базового уровня бережливой поликлиники является обеспечение прохождения диспансеризации три посещения.

Эти меры уже реализуются в рамках пилотных проектов, начиная с 2016 года. Внедрение данных критериев позволило сократить время ожидания в регистратуре почти в 4 раза, а в кабинете врача – почти в 8 раз. Срок прохождения диспансеризации также сократился почти в 8 раз – с 12 дней до 1-1,5, а время, которое врач уделяет каждому пациенту, увеличилось в 1,5 раза.

Если медицинская организация достигла «Базового» уровня, она может продолжить совершенствоваться, «Прогрессивный уровень» будет присвоен ей в случае соответствия 15-18 критериям. Этот этап подразумевает продолжение улучшения управления потоками пациентов и сокращение числа перемещений пациента по медицинской организации и хождение по одному и тому же маршруту. Для успешной реализации задач на этом уровне руководство должно быть вовлечено и заинтересовано в обучении сотрудников принципам, инструментам и методам бережливого производства.

Медицинским специалистам также предлагается реорганизовать рабочие места по системе 5С, что позволит сделать работу в кабинете более эффективной. Важными критериями в этом блоке являются также увеличение времени непосредственного общения с пациентом во время приема до 50%, а также выравнивание нагрузки между сотрудниками, работающими в одном кабинете, помещении.

Отдельный блок критериев связан с совершенствованием управления запасами медицинской организации. Так, с одной стороны, лекарств и медизделий в организации должно быть всегда в достаточном количестве, но с другой – не должно формироваться таких избытков, которые занимают место на складе, тратят время работников, или хранятся так долго, что у них заканчивается срок годности.

Если помимо базового поликлиника достигла целевых показателей минимум 19 из 22 критериев, ей будет присвоен "Лидерский" уровень.